В своей статье премьер заявил о том, что в ближайшие четыре года государство существенно снизит свою долю в крупных компаниях. Путин отмечает, что, несмотря на то что "это работа не одного дня", считает возможным до 2016 года снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу.
АКЦИОНИРОВАТЬ "АВТОДОР" К 2013 ГОДУ
Госкомпания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") создана для развития сети автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры РФ. Компания привлекает инвестиции в дорожную сферу в рамках государственно-частного партнерства.
В октябре минувшего года министр транспорта Игорь Левитин сообщал о том, что есть планы по акционированию компании. Свои предложения по данному вопросу Минтранс обещал представить уже в первом квартале 2012 года, до тех пор они прорабатываются совместно с Минэкономразвития и Минфином.
Ранее председатель правления Автодора Сергей Костин говорил, что законопроект об акционировании госкорпорации может поступить в Госдуму в 2012 году, а само акционирование может состояться в 2013 году.
РОСТЕХНОЛОГИИ - ИЗ ГК В ОАО К 2014 ГОДУ
В госкорпорацию "Ростехнологии" входят 439 российских организаций. На долю предприятий корпорации приходится 23% выпускаемой в России продукции ОПК. Среди активов "Ростехнологий", в частности, - ОПК "Оборонпром", "ВСМПО-Ависма"
Наблюдательный совет "Ростехнологий" до 31 декабря 2013 года должен представить президенту и правительству свои предложения о преобразовании госкорпорации в ОАО. Еще через два месяца должен быть утвержден устав и назначено руководство ОАО. Таким образом, процесс преобразования может быть завершен уже в первом квартале 2014 года.
АКТИВЫ НЕ СЛИШКОМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ
Эксперты отмечают, что государство в большинстве случаев является не самым лучшим собственником, а потому продажа ряда непрофильных активов логична.
По словам Кирилла Маркина из "Инвесткафе", государство не может постоянно поддерживать убыточные предприятия, поэтому от них нужно избавляться. "Вывод активов на рынок заставит компании работать в более жестких условиях, учитывать конъюнктуру рынка, когда нужно быть реально конкурентоспособным, чтобы выжить. Это наиболее правильная схема работы", - считает он.
Что касается "Ростехнологий" и "Автодора", то аналитики не слишком оптимистично смотрят на идею премьера о приватизации, по крайней мере, в ближайшее время.
"Теоретически это возможно, однако госкорпорация "Ростехнологии" в ее нынешнем виде, а это более 400 различных предприятий, вряд ли заинтересует инвесторов, поскольку это очень крупный актив", - уверен Дмитрий Баранов из ИК "Финам". "Если я, скажем, работаю в сфере производства вертолетов, то вся радиоэлектроника мне не нужна", - поясняет он.
Относительно "Автодора" картина примерно та же. "Не совсем понятно, что приобретет инвестор. Обязанность строить дороги, штаб-квартиру в Москве? ", - задается вопросом Баранов. По его мнению, чтобы компания была привлекательной, она должна что-то производить, показывать рост продаж и хорошую прибыль.
С Барановым согласен и Андрей Рожков из ИФК "Метрополь". "Автодор" имеет смысл продавать лишь тогда, когда будет показывать устойчивые операционные показатели, а у "Ростехнологий" для продажи выделят отдельные бизнес-сегменты", - считает он. По мнению эксперта, правительству нужно провести серьезную работу с данными активами, чтобы привести их к тому виду, при котором они станут интересны частному бизнесу.
НАИБОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧЕН 2016 ГОД
Аналитики уверены, что если акции этих предприятий и будут проданы, то не ранее, чем через 3-5 лет.
"Это произойдет не раньше, чем через три года, а наиболее реалистичен все же 2016 год", - уверен Рожков.
Маркин считает, что наиболее перспективные сроки приватизации – ближайшие пять лет, а продаваться данные активы будут по частям. "Наиболее вероятно, что сначала состоится пробный аукцион, на который выставят 20-25%, затем проведут еще один с примерно таким же объемом пакета, чтобы контроль пока все же оставался у государства", - резюмирует эксперт.