По словам Максима Шнейдера, несмотря на принятые Правительством России, ОАО «РЖД», перевозчиками меры, совокупный убыток от пригородных железнодорожных перевозок в 2011 году составил около 9 млрд рублей. Только 10 пригородных пассажирских компаний вышли на безубыточный уровень.
В 2012 году пригородным пассажирским компаниям предстоит решить ряд стратегических задач, что позволит повысить качество услуг и капитализацию компаний.
Так, в текущем году компаниям предстоит достичь безубыточной деятельности, сформировать удобное расписание движения пригородных поездов и стыкование с другими видами транспорта, повысить уровень комфорта эксплуатируемых пригородных поездов, расширить каналы реализации проездных документов, а также улучшить культуру обслуживания пассажиров и обмен информацией.
Большое внимание пригородным пассажирским компаниям также предстоит уделить развитию скорого пригородного сообщения. Для этого Центром по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» разработаны типовые требования к качеству услуг, предъявляемых пассажирам в скором пригородном сообщении.
По словам Максима Шнейдера, в 2012 – 2013 гг. пригородные пассажирские компании будут расширять каналы продаж проездных документов посредством увеличения количества билетопечатающих автоматов и интернет-продаж. Так, до конца 2012 года планируется расширить сеть билетопечатающих автоматов до 2,4 тыс. единиц. Кроме того, все ППК обеспечат возможность оформления проездных документов (с указанием посадочного места) на скорые пригородные поезда через Интернет.
Необходимо отметить, что доля проездных документов, оформленных с помощью терминалов самообслуживания, стабильно растет. В 2011 году количество проданных таким образом билетов выросло на 12,5% по сравнению с 2010 годом. В 2012 году планируется увеличить продажи проездных документов через терминалы еще на 30%.
***
В 2011 году в рамках программы структурной реформы железнодорожного транспорта были созданы с участием ряда субъектов Российской Федерации четыре пригородные пассажирские компании: ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», ОАО «Южно-Уральская пригородная пассажирская компания», ОАО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» и ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания». Таким образом, общее количество созданных компаний составило 26. По состоянию на 1 января 2012 года деятельностью 24 пригородных пассажирских компаний охвачены все 73 субъекта Российской Федерации, имеющие пригородное сообщение. Еще две пассажирские компании планируют начало хозяйственной деятельности в 2012 году.