Что касается федеральных целевых программ /ФЦП/, то по моим наблюдениям, их самая большая проблема заключается в том, что никто по-настоящему не оценивает ни необходимость той или иной ФЦП, ни ее экономическую эффективность. А ведь для этого существует целая методология, которая называется анализ затрат и выгод. В большинстве развитых стран, в частности в США, где накоплен уже достаточно большой опыт в этой сфере, он успешно применяется. В России этого никто не делает.
Вообще, в ФЦП в том виде, в котором они сейчас существуют, отсутствует какая-либо системность. Например, в ФЦП по борьбе с социально значимыми заболеваниям, как и положено для всех таких программ, прописаны количественные критерии, которых предполагается достигнуть в результате ее исполнения - в данном случае, это снижение заболеваемости, смертности и т.д. от тех или иных заболеваний - и при этом обоснование выделяемых на проводимые мероприятия объемов финансирования в ней отсутствует. При этом при общих расходах в приблизительно 84 млрд. руб., экономический эффект просчитан в размере более триллиона рублей – а это свыше 1000% рентабельности проекта! Такие цифры, конечно, у меня, как у экономиста, мягко говоря, вызывают сомнения, потому что на практике, доходность того или иного проекта составляет от единиц до нескольких десятков процентов. Соответственно, возникает вопрос, насколько эти цифры вообще соответствуют действительности?
По моему мнению, обязательно должна существовать методология таких расчетов. Более того, методология и расчеты по каждой ФЦП должны быть абсолютно публичными. Причем оценка эффективности программ должна производится на нескольких этапах жизненного цикла программы. Первая оценка - на этапе планирования, до начала ее реализации, для того, чтобы оценить ее необходимость. Оценка эффективности должна производиться по окончанию программы, а в ряде случаев возможны и промежуточные оценки.
Вообще, я считаю, что бюджет России в целом нужно переводить на программное бюджетирование. Эта работа, кстати, насколько мне известно, ведется Минфином и Минэкономразвития, и по планам она должна быть завершена к 2013 году. Однако, пока не будет создана полноценная система оценки эффективности государственных программ, серьезного улучшения эффективности расходования бюджетных средств не произойдет, несмотря на формальный переход бюджета на программную основу".