Вопрос: Сеть А5 в настоящее время является одной из самых крупных в России, но в то же время закрытой в информационном плане. В связи с этим хотелось бы узнать об итогах работы компании в 2011 году. Как вырос оборот и количество аптек в сети?
Ответ: Наша информационная закрытость объясняется тем, что весь прошлый год компания занималась интеграцией приобретенных компаний. В целом же прошлый год был насыщенным, подводя его итоги можно выделить несколько событий. Первое – акционером компании стала Х5 Retail Group, получив 8,5% акций. Второе важное событие – приобретение "Мособлфармации", мы выиграли на конкурсе возможность купить эту компанию. Третье – объединение "А5" и "Социальных аптек".
Наконец, сменилась команда исполнительной дирекции: часть людей пришла из "Копейки", часть специалистов из "Риглы", часть пригласили с рынка. Как правило, брали специалистов не только из аптечного ритейла. Все из-за того, что задачи, стоящие перед компанией на этапе становления и сейчас – разные. Этап становления компании закончился в прошлом году. Сейчас у нас стоит задача создания зрелой компании с сильными бизнес-процессами, с нормальной корпоративной культурой, качеством бизнеса – со всем тем, что есть в крупных компаниях. Все хотят прозрачности – и рынок, и акционеры.
Выручка А5, которая по итогам 2010 года составила 4,82 миллиардов рублей, в 2011 году, с учетом всех входящих в группу компаний /"Мособлфармация", "Аптечка", "Социальные аптеки"/, достигла уже 9,308 миллиардов рублей. То есть темпы роста по итогам периода составили 93%. Здесь не только "органика", но и сделки по слиянию и поглощению, в частности покупка "Мособлфармации".
В прессе фигурируют не самые правильные цифры относительно наших точек. На конец 2011 года у нас их было 1179 штук, но многие из них были расположены в так называемых павильонах. Но мир движется вперед, и сегодня торговля в формате маленьких киосков становится неактуальной. Именно поэтому мы будем работать над закрытием части совсем маленьких точек, где нет качественного набора услуг, и будем открываться в тех точках, где сможем предоставить сбалансированный ассортимент и качество сервиса для покупателей.
Вопрос: С какими трудностями столкнулась компания в прошедшем году?
Ответ: Сложности могут быть лишь одни – субъективные. Такие, как нехватка квалифицированного персонала. В московском регионе нам приходится конкурировать за кадры с крупными сетями. Кроме того, уровень заработной платы высокий, поэтому не совсем просто набирать людей. Но мы видим выход из положения – это создание учебных центров, нормальной системы мотивации, нормальных условий труда наших работников и все то, что с этим связано.
Регулирование цен государством на ЖНВЛП /жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты – прим. ред./, которое многие в отрасли выделяют как основную проблему, на мой взгляд, справедливо, потому что государство социально ответственно. Большую проблему я вижу в том, что сегодня на фармрынке работают компании с "серыми" заработными платами и налогами. Понятно, крупные компании, работают по чистым схемам, платят налоги. А наши конкуренты в лице одиночных аптек, как правило, работают немного по другим принципам. Не все равны, поэтому возникают небольшие сложности на рынке.
Конкуренция растет и первые, кто начинает работать ниже рентабельности – мелкие сети и одиночные аптеки. Поэтому сложности рынка воспринимаю для нас как плюс с точки зрения роста, так как наша цель не останавливаться на достигнутом, а расти не менее 30% в год. Существующее положение вещей позволяет это делать.
Вопрос: На рынке уже появляются проекты "аптек для миллионеров", то есть аптеки класса "люкс". Насколько интересен для А5 подобный сегмент? Насколько перспективно, по-Вашему, это направление?
Ответ: Аптеки для миллионеров, я считаю - это бутиковый бизнес, а мы не хотим заниматься единичными форматами. Сегодня мы развиваем несколько аптечных сетей, и нам интересно открываться в разных городах, используя тот или иной формат. С точки зрения качества продукции мы хотим быть похожими друг на друга в разных городах. Нам важно открывать именно системные и понятные аптеки по типовым стандартам с унифицированным ассортиментом.
Можно открыть одну, две, три аптеки для богатых, но там нет будущего. "Азбука вкуса" в Москве - это 40 магазинов. Их не 400, и вы знаете, что они не шагнули сильно за пределы МКАДа. Это сложный бизнес, но все-таки бизнес точечной настройки.
Вопрос: В то же время, сейчас основные фармритейлеры активно развивают дискаунтеры, в том числе у вас есть сеть "Норма". Какие у А5 планы по развитию этого формата?
Ответ: Тот, кто занимался дискаунтерами, знает, что дискаунтеры – это вещь, которая не поддается конвейерному росту, такие аптеки управляются в ручном режиме. Наценка у дискаунтеров - от 9% до 13%, выручка минимум 200-250 тысяч рублей в день, достаточно большой трафик и высокий средний чек. Как правило, эти аптеки расположены у метро и в местах удобной доступности для населения.
Мы, например, свой опыт попробовали на 25 аптеках. Для нас сейчас это некое экспериментальное направление, потому что мультиплицировать аптеки с ручной настройкой очень сложно. Даже у известных лидеров этого направления аптек в одном регионе не более 20.
Мы считаем, что и дальше будем развивать этот формат, но будем делать это осторожно. Там, где мы видим для этого условия, где имеем возможность прибыльно работать в таком формате, там и будем открывать дискаунтеры, но не будем их тиражировать многократно – для этого на рынке нет условий.
Вопрос: Занимаетесь ли производством продукции под собственной маркой /СТМ/? Какие планы у вас по развитию этого направления?
Ответ: По СТМ мы не являемся первопроходцами на фармрынке, поэтому мы можем не совершать тех ошибок, которые допустили наши конкуренты, и на базе их опыта достаточно точно прогнозировать рентабельность тех или иных линеек продукции. Для себя мы ставим задачу к концу года иметь более 10% СТМ в обороте. Начинаем же год с портфелем более 50 позиций, которые дают более 1% валового дохода. В подтверждение своих слов скажу, что мы знаем, что такое СТМ. "Копейка", когда заканчивала работу, имела 25% СТМ в работе, и рядом не было ни одного ритейлера с такой долей собственных марок в выручке.
Вопрос: "Мособлфармация", как сообщает ряд СМИ, становится менее доступной для населения - точки закрываются, лекарства дорожают. Что Вы можете об этом сказать?
Ответ: Скажу сразу, чтобы не было никаких инсинуаций. Никакими доступными по ценам эти аптеки никогда не были, потому что они работали с наценкой 30% при высоких закупочных ценах. Дискаунтеры, как я уже сказал, работают с наценкой 11%. Весь социальный фактор этих аптек был в том, что они часто работали с рецептурно-производственными отделами, и в некоторых из них находились и находятся комнаты хранения наркотиков. Также они участвовали в программе по выдаче дополнительного лекарственного обеспечения /ДЛО/.
В прошлом году в программе льготного обеспечения граждан участвовало 220 точек. В 2012 у нас сохранилось количество этих точек, при этом в части из них мы успели провести реконструкцию, а в планах - внедрение электронных очередей и дополнительных сервисов в период начала месяца, когда в аптеках наибольшая очередь за льготой.
Когда мы принимали компанию, в этой сети 80 точек имели комнаты хранения наркотиков. Сейчас работает 70 таких точек. Хоть это и сильно нерентабельная функция, но ради социальной составляющей мы ее сохранили. Мы сократили рецептурно-производственные отделы. Из 50 точек мы оставили их в 30. Также мы закрыли часть точек, располагавшихся на одной улице в соседних домах. Порой приходилось закрывать точки в далеких деревнях, где выручки были меньше 1-2 тысяч рублей в день.
Вопрос: В прошлом году у вас был конфликт с миноритарными акционерами А5 /с Владимиром Кинцурашвили и Иваном Саганелидзе – прим. ред./. Как сейчас обстоит эта ситуация?
Ответ: У нас было разное видение бизнеса. Мы сегодня находимся в переговорном процессе и планируем в ближайшие месяцы закрыть сделку, выкупить их долю акций. Мы признаем долг, договорные отношения. Были спекуляции, но мы считаем, что должны выкупить их долю в размере 3,8%.
Вопрос: А5 сотрудничает с Х5, открывая аптеки в связке с продуктовыми магазинами. Как будут развиваться эти отношения? И изменится ли стратегия развития компании в случае, если Х5 реализует свой опцион на приобретение 100% А5 в этом году?
Ответ: Стоит отметить, что союз с Х5 успешен, и такая бизнес-модель является для нас оптимальной. Но наша сеть будет развиваться вне зависимости от того, кто будет ее владельцем. У нас в опционе все прописано и, если А5 устроит предложение Х5, то, наверное, некоторая корректировка курса будет.
Как вы знаете, Х5 развивается в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге – в городах, где нас нет. И если они станут нашими акционерами, то мы максимально быстро нарастим присутствие в этих регионах.
Вопрос: Какие у компании дальнейшие планы развития? Собирается ли компания выходить в новые регионы в этом году?
Ответ: Планы на этот год у нас – рост 50-60%, выручка 15 миллиардов рублей, EBITDA - около 1 миллиарда рублей. В этом году хотим сосредоточиться на качественных аспектах, не хотим делать больших сделок по приобретению других сетей, не хотим выходить в новые регионы.
Мы планируем завершить реконструкцию "Мособлфармации", полностью впитать ее до конца года. В этом году у нас стоит задача качественного развития и, как следствие, ожидаем хороший показатель EBITDA. После резкого количественного роста всегда требуется качественный скачок.
Янис Мадни, ПРАЙМ