Дмитрий Медведев принял отставку Дарькина, как утверждает пресс-служба главы государства, по его собственной просьбе. "В том числе, в связи с состоянием здоровья", - уточнила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.
Сергей Дарькин занял кресло бывшего губернатора Приморского края Евгения Наздратенко после того, как одержал убедительную победу на выборах 17 июня 2001 года /за него проголосовали свыше 40% избирателей/. Вскоре СМИ стали обсуждать связи нового губернатора с криминальным миром. В частности, в 2002 году в программе Андрея Караулова "Момент истины" на телеканале ТВЦ были показаны кадры, запечатлевшие Дарькина в окружении местных авторитетов. Бывший мэр Владивостока Виктор Черепков также постарался, чтобы достоянием общественности стало видео, где Дарькин выступает организатором похорон одного из криминальных лидеров. Впрочем, губернатор категорически опровергал все, что бросало на него тень, и судился со своими оппонентами.
В январе 2005 года Дарькин обратился к Владимиру Путина с вопросом о доверии, после чего глава государства внес его кандидатуру на пост губернатора края. Решение местного Законодательного собрания Дарькин был переназначен на эту должность.
В 2008 приморский губернатор был вынужден давать показания в краевой прокуратуре в связи с расследованием уголовного дела о незаконной приватизации в регионе госимущества. Дом и офис Дарькина подверглись обыскам, а на следующий день главу Приморья госпитализировали с диагнозом "предынфарктное состояние". После лечения в ЦКБ в Москве и прохождения восстановительного курса в подмосковном санатории "Барвиха" он вернулся на работу.
5 января 2010 года Дмитрий Медведев снова предложил наделить Сергея Дарькина губернаторскими полномочиями на третий срок – как выясняется теперь, неполный и последний.
Политологи не склонны доверять официальной мотивировке решения. Смещением одиозного губернатора, считают они, власть пытается больше расположить к себе традиционно протестный регион перед предстоящими выборами. К тому же на решение наверняка повлияла череда скандалов в ходе подготовки к проведению важнейшего для России саммита Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества /АТЭС/ во Владивостоке.
"За более чем десятилетие своего руководства Дарькин сумел восстановить против себя региональную элиту, - считает директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. – А перед президентскими выборами поддержка местных элит, да еще не на самой лояльной Путину территории, вещь далеко не лишняя".
"На алтарь борьбы с организованной преступностью и коррупцией нужно было принести жертву. А репутация Дарькина делала его одним из самых предпочтительных кандидатов на эту роль", - рассуждает директор Центра политических технологий Игорь Бунин. Эксперт напоминает, что в конце прошлого год Владимир Путин в ходе "прямой линии" пообещал учесть жалобы жителей края на высокий уровень коррупции в регионе. Премьер заметил, что по "последним внутриполитическим событиям" можно оценивать доверие граждан руководству региона. Он понадеялся, что "сами руководители это поймут и примут соответствующие решения".
Наконец, ответственностью Дарькина как главы региона была подготовка к проведению саммита АТЭС, который должен состояться 8-9 сентября 2012 года во Владивостоке. Однако работы по возведению приуроченной к мероприятию инфраструктуры то и дело сотрясали скандалы. Местные власти обвинялись в неспособности выдержать график. Весной 2010 года –всего за полтора года до саммита – строители освоили только 12% бюджета /бюджета программы "Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР" - 553 млрд рублей/. Через год цифра выросла до 60%, но в физических объемах была построена едва половина. В конце прошлого года Счетная палата выразила сомнение, что объекты удастся сдать в срок. Сметную стоимость строительства некоторых объектов – в первую очередь трехкилометрового моста, соединяющего остров Русский с Владивостоком, местная прокуратора посчитала завышенной. При этом на острове периодически бастовали иностранные рабочие - в частности, турки и китайцы - требуя выплаты зарплаты и угрожая работодателям голодовкой.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ
