Последний раз рабочие "Фрии" бастовали осенью 2009 года – в рамках национальной забастовки в знак протеста против разгона правительственными войсками митинга оппозиции. Нынешняя причина стачечной активности – недовольство уровнем зарплаты. Бастующие настроены решительно. Как сообщили агентству "Прайм" в "Русале", они преградили вход персоналу на территорию завода.
На предприятии работает 1,1 тысячи человек, в подавляющем большинстве – граждане Гвинеи. Reuters цитирует слова представителя профсоюза завода Кэбинета Барри (Kabinet Barry), обозначившего главные требования работников – повышение минимальной месячной заработной платы до 400 долларов и покрытия стоимости медобслуживания.
Сотрясаемая вооруженными конфликтами Гвинея никогда не была комфортным местом для ведения бизнеса – в частности, российского. В 2007 году из-за беспорядков в этой стране (вооруженных столкновений оппозиции с полицией) российские власти распорядились организовать эвакуацию соотечественников – на одном только заводе "Русала" тогда работали не менее сотни россиян.
Ко всему прочему в 2006 году в рэнкинге агентства Transparency International Гвинея заняла первое место среди самых коррумпированных стран Африки. Неудивительно, что законность приватизации завода в том же году, ставшей возможной благодаря декрету покойного президента Гвинеи генерала Лансана Конте, правившего страной 24 года, горячо оспаривались его преемниками. Претензия гвинейских властей к компании российского миллиардера Олега Дерипаски сводилась к несправедливой цене, уплаченной за глиноземный завод. Министр горнодобывающей промышленности Гвинеи Махмуд Тиам приводил в интервью Dow Jones оценки (якобы сделанные независимыми оценщиками), из которых следовало, что россияне заплатили за предприятие почти в 12 раз меньше его реальной стоимости – 21 против 250 миллионов долларов. При этом в расчет, очевидно, не принимался объем инвестиций в модернизацию мощностей. По заявлениям компании, на начало 2009 года в завод было вложено 350 миллионов долларов. Решение суда первой инстанции Конакри от 10 сентября 2009 года фактически аннулировало сделку. Однако компании совместно с российскими дипломатами удалось убедить военную хунту, стоявшую тогда у власти в Гвинее, этого не делать.
Логично предположить, что "Русал", сумевший урегулировать вопросы собственности с военными, найдет в себе силы договориться и с местными профсоюзами. Нынешнюю забастовку "Русал" объявил незаконной и нарушающей трудовой кодекс Гвинейской республики. Не говоря уже о том, что требуемый минимум в 400 долларов для среднестатистического жителя Гвинеи – немалые деньги. Для сравнения, по данным гвинейской статистической службы, среднее жалование государственного служащего этой страны в 2010 году составляло 67 долларов. При этом ранее в интервью газете "Ведомости" официальный представитель "Русала" утверждал, что рабочие комплекса получают в среднем 600 долларов в месяц. Кроме того, российская компания, по его словам, несла затраты на обеспечение жителей города питьевой водой и электричеством, а также содержание очистных сооружений и госпиталь на 110 мест.
Впрочем, подобные расходы и периодические неприятности в Гвинее, где компания работает уже 10 лет (с 2002 по 2006 годы завод "Фрия" находился под управлением россиян), для "Русала" не могут не окупаться. Страна является одним из крупнейших поставщиков сырья для алюминиевой промышленности: на ее территории сосредоточены две трети мировых запасов бокситов. Текущие мощности завода по выпуску глинозема, для получения которого используется бокситовая руда, составляют 618 тысяч тонн. Этот показатель "Русал" рассчитывает к следующему году увеличить на треть - до 800 тысяч тонн.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ