В ходе слушаний были подняты вопросы создания современной инфраструктуры, нормативно-правового и тарифного регулирования, а также технологические аспекты организации контрейлерных перевозок в России.
С основным докладом выступил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.
Он отметил, что для снижения уровня логистических издержек в конечной цене российской продукции необходим переход к инновационным транспортным технологиям по принципу «от двери до двери», «точно в срок» и «точно по графику». За последнее время ОАО «РЖД» разработаны Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ и Концепция организации контрейлерного сообщения на «пространстве 1520».
Специалистами российских железных дорог проанализированы применяемые в мировой практике контрейлерные технологии. Они во многом зависят от возможностей существующей путевой и терминальной инфраструктуры. Например, в США, где железные дороги не электрифицированы, наибольшее распространение получили технологии перевозки автопоездов и полуприцепов на универсальных платформах.
Реализован ряд контрейлерных технологий, использующий собственный подвижной состав оригинальной конструкции и соответствующее терминальное оборудование. Это подвижной состав для железнодорожных перевозок с пониженным полом (за счет снижения диаметра колесных пар) по технологии «бегущее шоссе».
В Евросоюзе контрейлерные перевозки растут опережающими темпами и в 2010 году составили около 30% всех железнодорожных грузовых перевозок.
- По результатам маркетинговых исследований российскими специалистами определены структура и объем целевого рынка контрейлерных технологий как в России, так и на «пространстве 1520». В первую очередь, это такие грузы как продовольствие, товары народного потребления, промышленная продукция и ряд других. Грузовая база контрейлерных перевозок оценивается на уровне 40 млн тонн в год, что составляет около 5% от общего объема «профильных» грузов, - отметил Валентин Гапанович.
Он добавил, что с учетом пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры возможный потенциал перевозок по международным и внутренним маршрутам оценен на уровне около 2 млн автотранспортных средств в год.
Наибольший потенциал для организации контрейлерных перевозок составляют максимально загруженные автотранспортные направления, когда более высокая скорость прохождения погранпереходов и доставки грузов по железной дороге представляет собой фактор существенного снижения логистических издержек.
Не менее важен экологический фактор. По словам Валентина Гапановича, на один тонно-километр выбросы парниковых газов в атмосферу у большегрузного автотранспорта почти в 4 раза выше, чем на железнодорожном транспорте. Кроме того, при оценке перспектив развития контрейлерных перевозок особое место занимают проблемы безопасности дорожного движения, и связанные с ними социальный и экономический ущерб.
Как рассказал Валентин Гапанович, в рамках подготовительных мероприятий ОАО «РЖД» в 2011 году проведена серия опытных контрейлерных поездок с порожними полуприцепами и коммерческим грузом на финских платформах по маршруту Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва.
- По результатам испытаний компания приобрела практический опыт эксплуатации подвижного состава, разработаны соответствующие инструкции и технические условия крепления полуприцепов, определены параметры системы «подвижной состав – терминалы». Компания ведет разработку российской контрейлерной платформы. Определен круг задач, требующих решения для организации этого вида перевозок на регулярной основе, - сказал старший вице-президент ОАО «РЖД».
В рамках Концепции организации контрейлерного сообщения на «пространстве 1520» определен перспективный полигон курсирования регулярных контрейлерных поездов. Организация этих перевозок предусматривает этапность формирования маршрутной сети, при этом основными критериями выбора первой очереди являются направления международных транспортных коридоров, включая Финляндию, Украину, страны Балтии, возможность реализации транзитного потенциала страны, обхода наиболее загруженных автотрасс и транспортных узлов.
В качестве одного из «пилотных» рассматривается проект организации контрейлерного сообщения в коридоре «Западный Китай – Западная Европа» по маршруту Хоргос – Гродно.
По словам Валентина Гапановича, важной задачей является принятие фундаментального правового акта, лежащего в основе организации контрейлерных перевозок – федерального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках». Предстоит актуализировать положения Европейского соглашения о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и ряд иных международных актов.
- Учитывая весомый эффект, получаемый государством в части повышения эффективности российской транспортной системы, мы вправе рассчитывать на позитивные решения государственных органов по данному вопросу. Это должно касаться также и тарифной политики, где роль государства является определяющей, - заявил топ-менеджер.
Он отметил, что в результате реализации концепции организации контрейлерных перевозок транспортный бизнес получит возможность расширения масштабов и повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности, генерирования новых бизнес-процессов.
- Организация регулярного контрейлерного сообщения в пределах «пространства 1520» представляет собой международный комплексный инновационный проект. И компания готова выступить в роли системного интегратора на этапе становления нового транспортного бизнеса на «пространстве 1520», - подчеркнул Валентин Гапанович.
Рассмотрев актуальные вопросы контрейлерного сообщения на пространстве железнодорожной колеи 1520 мм, Общественная палата РФ рекомендовала считать организацию таких перевозок на регулярной основе одним из приоритетов транспортной политики Российской Федерации. Кроме того, Правительству РФ предложено обратить внимание на необходимость внесения изменений в Федеральные законы «О железнодорожном транспорте РФ», «Устав железнодорожного транспорта РФ», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». При доработке проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» внести в него новации, связанные с осуществлением контрейлерных перевозок.