Он отмечает, что в СМИ появились прогнозы экспертов о предполагаемом росте тарифов на пригородные перевозки. В частности, говорится о том, что в центральных областях России билеты на электричку могут подорожать на 15% уже летом. Скачок цен связывают с планами РЖД продать свою долю в пригородных пассажирских компаниях частным инвесторам.
"Эти прогнозы, судя по всему, призваны взбудоражить общественное мнение, но основаны они исключительно на предположениях и частных мнениях. По действующему закону тарифы на пригородные перевозки устанавливаются субъектами Федерации, изменения в структуре собственников ППК не влияют на этот процесс. В качестве примера, иллюстрирующего ошибочность экспертных мнений, можно привести продажу 25% плюс одна акция ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" правительством Москвы другому собственнику – ООО "Московская пассажирская компания" (МПК) – в 2011 году. Это никак не повлияло на стоимость проезда в пригородных электричках", - пишет Якунин.
При этом он отмечает, что даже при сегодняшних ценах компания регулярно получает жалобы пассажиров на отмены электричек и неудовлетворительное состояние подвижного состава.
"Региональные власти пока в полной мере не осознали, что пригород регулируется ими, – именно они несут ответственность за определение количества поездов, требуемого для перевозки пассажиров. Не решена ими и проблема безубыточности пригородных перевозок, из-за которой пригородные компании не могут приобретать новый подвижной состав", - считает глава РЖД.
Якунин пишет, что есть регионы, "полностью игнорирующие необходимость своего участия в компенсации убытков железнодорожников".
"Мы с себя ответственности не снимаем, но получается какой-то замкнутый круг – существуют не зависящие от РЖД обстоятельства, которые не позволяют решить проблему пригородных перевозок в целом, привлечь в этот сегмент частные инвестиции в большем объеме и улучшить качество сервиса. Все остальные рассуждения по этому поводу иначе как спекуляциями на социально болезненной теме не назовешь", - заключил он.
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года осуществляют ППК с целью обеспечения прибыльности перевозок. Тарифы регионам предлагают ППК. В свою очередь, власти регионов устанавливают окончательный тариф на перевозку, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть должны возмещать перевозчику.