Вопрос: Вы сравнительно недавно пришли в аптечный бизнес. Прежде вы работали в FMCG и ритейле – в таких компаниях как Procter&Gamble, "Патерсон" и "Рив Гош". Какой опыт Вам дали эти компании и сравнимо ли это с фармритейлом? Какие различия можно выделить?
Ответ: Безусловно, различия есть, и когда я пришел на фармрынок, поначалу было сложно. В том же косметическом ритейле, например, больше разрешительной составляющей – там нет ограничений по наценкам, по ассортименту, эта деятельность не лицензируется. То есть все ограничивается финансовыми возможностями и желанием той или иной компании. Но нельзя сказать, что я совсем далек от фармацевтики – у меня высшее медицинское образование (в начале своей карьеры я работал врачом анастезиологом-реаниматологом).
Фармацевтический бизнес из-за его регламентированности более сложен для каких-либо маркетинговых инициатив, по сравнению с традиционным ритейлом. Плюс сама идеология продажи лекарственных препаратов не подразумевает тех вольностей, что есть в парфюмерии или FMCG.
Выучить все законодательные аспекты также было для меня непросто. То есть занимался этим целенаправленно, жертвуя какими-то задачами, понимая, что без этого нельзя. Та же система ценообразования по жизненно важным и необходимым лекарственным средствам (ЖВНЛС) для непосвященного человека выглядит крайне сложно.
Вопрос: Когда вас назначили на пост генерального директора аптечных сетей "Старый лекарь" и "03 Аптека", говорилось, что цель данных изменений – обеспечение максимального фокуса в управлении бизнес-подразделениями в условиях сложного конкурентного рынка (прим. редакции: с 1 марта 2012 г. изменилась структура управления оптовым и розничным подразделениями корпорации Oriola-KD в России - у каждого бизнес-сегмента теперь свой генеральный директор). Подразумевались ли какие-либо изменения в стратегии компании с вашим назначением?
Ответ: Нет, в первую очередь подразумевается изменение в тактике. Бизнес растет, и розница - уже не та, что была еще 2 года назад. Кроме того, у нас появилась сеть "03 Аптека". Аналогично растет и развивается оптовый бизнес корпорации. В нынешних условиях рынка как никогда требуется усиление управленческого фокуса, отсюда и разделение полномочий, и мое назначение. От этого решения ожидается эффективность.
Вопрос: С какими трудностями столкнулись сети в минувшем году, и какие основные тенденции рынка можно выделить?
Ответ: Среди основных отраслевых трудностей могу назвать ежегодное расширение списка ЖВНЛП. Это то, что не дает нам спокойно жить. Наценки в этом сегменте настолько низкие, что приходится каким-то образом компенсировать потери за счет других направлений продаж. Ну и говоря о регулировании, нельзя не упомянуть известные изменения в налоговом законодательстве, столь критично сказавшиеся на рентабельности аптечных сетей.
Вторая проблема – это ценовая война, когда все хотят уйти в дискаунт. Но по сути своей это не уход в дискаунт, а работа в формате низких цен, сегмент которых тоже не бесконечен. И это портит кровь тем, кто остался в традиционном формате, и не всегда дает возможность зарабатывать тем, кто перешел в дискаунт. Безусловно, есть уже и аксакалы этого ценового формата, которые себя чувствуют как рыба в воде.
Вопрос: Каких финансовых показателей аптечным сетям "Старый лекарь" и "03 аптека" удалось достичь в 2011 году?
Ответ: Поскольку мы являемся подразделением западной публичной компании, то раскрываем информацию лишь в рамках официальной. Согласно годовой отчетности корпорации за 2011 год, объем продаж российской розницы составил более 132,3 млн. евро. Говорить о цифрах более детально не имею права. Демонстрируем положительную динамику, и это должно радовать инвесторов.
Вопрос: Какие планы по увеличению рентабельности компании и прибыли? Какие планы по открытию аптек в этом году?
Ответ: Нам есть над чем работать для увеличения эффективности, что мы и собираемся делать в этом году. Есть конкретные планы, которые дают результат. Акционеры это видят, и их надежды с этим связаны.
Что касается выручки, мы собираемся вырасти в 2012 году. Если взять рост московского рынка, который, по нашим оценкам, чуть ниже, чем прогнозируемый рост в целом по стране (примерно 7%), то мы планируем расти активнее, причем будем делать это за счет существующего числа аптек. Мы будем как открывать новые, так и закрывать нерентабельные аптеки. В этом году мы намерены открыть порядка 30 аптек.
Если говорить о региональном развитии, мы в принципе готовы рассматривать возможности, но тенденции последних лет таковы, что люди хотят много денег иногда за абсолютно неперспективный бизнес, а между тем, порой даже положительные цифры не говорят о перспективности.
Вопрос: В последние перу месяцев на рынке ходило много слухов о продаже аптечной сети "Доктор столетов". Не присматривались к ней?
Ответ: Насколько мне известно, нет.
Вопрос: Недавно ваша компания публиковала свою отчетность, где виден рост операционного убытка, связанный, по вашим словам, с ростом ставок страховых взносов. Если не ошибаюсь, в 2012 году ставки страховых взносов были немного понижены (с 34% до 30 и 20%). Чего ожидаете в связи с этим небольшим понижением?
Ответ: Суть такова – да, мы выиграем, но выиграем ровно столько, что этого не заметим. Формально ставка снизилась с 34% до 30%, но поднялся некий минимум, достигнув который, мы дальше платим эту эффективную ставку, плюс она становится не нулевой, а 10%-ной. Это настолько ничтожное движение в нашу сторону, что я бы не говорил о какой-то существенной выгоде.
Вопрос: Недавно СМИ сообщали, что вы планируете перевести ряд своих аптек в формат дискаунтеров. Соответствует ли эта информация действительности? И как вы относитесь к таким форматам, как дискаунтеры и люксовые аптеки?
Ответ: Сообщение в прессе было ошибочным – автор, похоже, не разобрался в сути информации. Что касается дискаунтеров и люкс-аптек, считаю, что и те, и другие имеют право на существование. Вопрос в том, сколько будет игроков и какова представленность в том, и другом формате.
Понятно, что в премиум-формате аптек будет мало. О каком премиуме мы можем говорить, когда человеку нужно банально купить лекарство? Таким образом, мы ведем речь, скорее, о каком-то парфюмерно-косметическом магазине. Я, возможно, утрирую, но в регионах, считаю, это не получит широкого распространения.
Другое дело – дискаунтеры. Там, безусловно, число игроков будет уменьшаться, ведь те нормы прибыли, которые у них есть, должны подкрепляться безумными выручками. Но этот формат однозначно способен к жизни. И он может существовать, вопрос лишь в том, сколько там будет игроков. А сейчас большинство игроков, которые туда активно двинулись, просто опускают цены – это безумие. Но основная загвоздка в том, что такие аптеки строятся годами. Готовы ли аптеки, переходящие в этот формат, терпеть годами убытки?
Поэтому мы не собираемся переходить в формат дискаунтера. Да, мы будем следовать за тенденциями рынка. Условно говоря, если мы останемся такие одни, а все уйдут в формат дискаунтеров, то мы, вероятно, тоже будем снижать уровень цен. Но все равно будем пытаться продавать немного дороже, потому что у нас есть свои годами наработанные преимущества.
Вопрос: Не собираетесь ли объединить две ваши аптечные сети – "Старый лекарь" и "03 Аптека" - под одним брендом?
Ответ: На сегодняшний день мы не торопим события. Есть некий знак, бренд, который людям известен, который не надо снимать со счета и, безусловно, мы думаем о том, что делать с ним дальше.
На сегодня в двух сетях у нас 250 аптек, из них около 70% - аптеки "Старый лекарь". Сеть "03 аптека" традиционно развивалась как "аптека у дома", в то время как "Старый лекарь" – это аптеки в торговых центрах либо рядом с метро. Новые аптеки открываем и под тем, и под другим брендом. Существует разница в расположении, отсюда и отличия в позиционировании, и другие особенности.
Часто нам задается справедливый вопрос – а почему бы не сделать один бренд? Но зачем торопиться? Бизнес работает, приносит доходы, и мы от этого выигрываем.
Вопрос: Собираетесь ли вы развивать сеть по схеме франчайзинга?
Ответ: На сегодняшний день франшизой мы не занимаемся, и свой знак никому не отдаем. Вариант в принципе возможный, но на данный момент не актуальный для нас.
Вопрос: Говоря о новых форматах, как вы относитесь к сотрудничеству с фуд-ритейлерами?
Ответ: Это в целом хорошая идея, перспективный и жизнеспособный дуэт. Как раз то, что нужно покупателям, и у нас в разработке есть несколько идей на этот счет.
Вопрос: Занимаетесь ли производством продукции под собственной маркой (СТМ)? Какие планы у вас по развитию этого направления?
Ответ: Занимаемся. И через пару месяцев запускаем первый продукт. В основном, это будет парафарма, по причине большей доходности данного сегмента. Мы смотрим более широко на ассортимент, и пока что это будет первый шаг. Анализируем сейчас опыт тех игроков, кто уже работает с СТМ. О доле выручки пока говорить рано, но то, что к концу году собираемся сделать около 40 наименований – это реально.
Вопрос: Какие ожидания от российского рынка в этом году? Каков ваш прогноз?
Ответ: Я по природе и должности оптимист, но тенденции рынка пока не внушают особых радостей. Оцениваем его консервативно, особенно московский. Мы зависим от внешнего рынка, и рыночная конкуренция достаточно сильна. Но надо просто научиться работать в новых рыночных реалиях.
Бизнес есть бизнес – есть хорошие и плохие периоды. Нельзя думать, что всегда все будет идти гладко. Определённое психологическое давление всегда существует, поэтому необходимо совместить собственные ожидания с ожиданиями на рынке и сделать определенные правильные действия – аптечные сети имеют право на успешное существование.
Вопрос: Каким вы видите вектор развития вашей сети?
Ответ: Это развивающаяся сеть, с большим количеством аптек, с представительной долей в регионе нашего присутствия. У нас есть стратегия развития выхода в другие регионы. Но мы к этому достаточно осторожно относимся, потому что выходить в другие регионы через органическое развитие тяжело. Делать это нужно грамотно. "Имперские замашки" здесь ни к чему - сколько примеров было на рынке, когда сначала покупали аптеки в регионах, а потом приходилось их закрывать. Из других направлений развития могу сказать про технологичность нашего бизнеса в будущем. В целом, вперед смотрим уверенно и творчески. Мы знаем, чего хотим добиться.
Янис Мадни, ПРАЙМ