Меньше двух недель назад, еще в должности президента он встретился с активом крупнейшей в стране партии "Единая Россия", список которой возглавлял на выборах в Госдуму, и объявил, что не только возглавит партию, но и вступит в нее. Однако наибольшее впечатление на экспертное сообщество произвели слова Медведева, сказанные на той же встрече, о том, что хотя многие считали его человеком с либеральными убеждениями, он никогда им не был, а всегда придерживался консервативных ценностей.
В 2008 году 43-летний Дмитрий Медведев, юрист по образованию, переехав из Белого дома в Кремль, предложил элите и обществу широкомасштабную программу изменений, лейтмотивом которой стали системная модернизация страны и борьба с коррупцией.
Новый президент ставил задачи по увеличению темпов роста экономики, изменению ее структуры, развитию гражданского общества. Также планировалось демократизировать общественную жизнь, заняться гуманизацией уголовного законодательства в отношении бизнесменов и разработать антикоррупционные меры, которые должны были бы снизить объем теневой экономики, чей годовой оборот, по оценкам экспертов, достигал в конце 2000-х порядка 200 миллиардов долларов и был сопоставим с размером всего российского бюджета.
Многое из того, о чем говорил новый президент, так и осталось на бумаге или в его выступлениях, а реализация некоторых идей, в частности по созданию новой экономики, была отложена из-за войны с Грузией и разразившегося мирового финансового кризиса. Невозможность реформирования экономики, которая продолжала управляться в ручном режиме, и, по сути, находилась в компетенции правительства, поставила президента Медведева перед необходимостью поиска прорывных решений на других направлениях.
Запуск проекта инновационного центра в Сколково, изменение Конституции, реформирование МВД, смена авторитетных губернаторов-долгожителей, лидеров в национальных республиках, формирование антикоррупционного законодательства и попытка снижения давления государства на бизнес через гуманизацию Уголовного кодекса в части экономических преступлений наравне с растущей информационной открытостью общества должны были позволить президенту нарастить качественно новую электоральную базу и предъявить в конце своего срока значительный рост рейтинга.
Однако социологические исследования в течение всех четырех лет показывали, что увеличивающийся рейтинг президента пусть на немного, иногда на несколько процентов, но всегда был ниже рейтинга Владимира Путина.
Реформаторские инициативы Медведева, модернизационная риторика, обращения к различным слоям общества, предложения партнерства тонули с одной стороны в неповоротливом и архаичном управленческом аппарате, а с другой - ставились под сомнение обществом из-за отсутствия конкретных примеров готовности самого президента к радикальным действиям в рамках им же инициированных реформ.
Действия, предпринимаемые новым президентом, особенно в начале его срока, рассматривались политическим сообществом внутри страны через призму влияния на эти решения предшественника Дмитрия Медведева. В каждом новом шаге президента элита искала и видела тень Владимира Путина, который занимал пост премьер-министра, но не обращала внимания на то, что премьер, по сути, был не только подотчетным президенту чиновником, но и мог быть в любой момент уволен одним президентским указом.
Столкнувшись с инертностью и неготовностью управленцев к качественным изменениям и принятию на себя части ответственности за реформирование страны, Медведеву, работающему больше десяти лет в команде Путина, так и не удалось сформировать свою, ярко выраженную команду единомышленников. Ему не удалось ни запустить карьерные лифты, ни привлечь на свою сторону федеральные и региональные элиты, находящиеся в орбите влияния возглавляемой Путиным партии "Единая Россия". Сформированный Медведевым президентский кадровый резерв не предложил ему ни одного человека, способного занять высшие государственные должности. Только в конце своего срока президенту удалось запустить диалог с активной частью общества через придуманный им механизм открытого правительства, который по замыслу должен будет помочь ему в работе на посту премьера.
Назначив Владимира Путина на пост премьера и разделив с ним полномочия, Медведев создал предпосылки для того, чтобы впервые за последние десятилетия пост премьер-министра в своем политическом весе приблизился к президентскому. Президент довольно спокойно наблюдал за растущим авторитетом позиции премьера, а Владимир Путин в это же время сознательно и довольно однозначно дистанцировался от вопросов, находящихся в компетенции президента. В результате, уравновесив первый и второй посты в государстве, Медведев создал в стране новую систему управления государством, получившую от политологов название тандемократия.
Сформированные два центра власти, разделение которых было давно описано в соответствующей статье Конституции и наборе законов о правительстве, но не работавшие в полной мере в прошлые годы, создали у управленческого аппарата и общества иллюзию возможности раскола между президентом и премьером и возникновения между ними реальной политической конкуренции. При этом и Медведев, и Путин неоднократно публично говорили о том, что между ними нет серьезных противоречий, а полярные заявления по одним и тем же вопросам и другие разногласия являются всего лишь рабочими моментами.
Первой крупной жертвой "иллюзий раскола" стал мэр Москвы Юрий Лужков, проработавший на этом посту 18 лет и отправленный в отставку с максимально нелицеприятной формулировкой об утрате доверия. Один из лучших министров финансов страны последнего десятилетия Алексей Кудрин, вступивший в противоречивую дискуссию с президентом и ссылавшийся в ней на премьера, также был отправлен в отставку, несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию, в которой находилась страна. Оба этих чиновника, конфликтуя с президентом, пытались через открытую апелляцию к одному из центров власти повлиять на президента. Однако ни Медведев, ни Путин не пошли на дискредитацию высшего поста в государстве, и указы об отставках Лужкова и Кудрина были подписаны без сомнений.
По мере приближения выборов Медведев, чей средний рейтинг держался в районе 55%, наращивал пакет реформаторских предложений в судебной и правоохранительной системах, реагируя на растущий общественный запрос качественных изменений. Однако практическая реализация принятых решений наталкивалась на противостояние системы, представители которой использовали экономические преступления для личного обогащения, что привело к росту уже существовавшего к тому времени диссонанса между президентом публичным и президентом функциональным.
Несмотря на принятие Медведевым большого количества системных решений в этой сфере, правоприменительная практика серьезно отставала от практики законодательной. В итоге, любое заявление президента, активного пользователя социальных сетей, на тему борьбы с коррупцией, преследования предпринимателей и судебной системы, возвращалось ему через эти же сети упреками о делах Ходорковского и Магнитского, иной исход которых мог бы создать прецедент и сильно бы облегчил судьбу многих других людей.
Кульминацией президентства Медведева стал сентябрьский съезд правящей партии "Единая Россия", на котором он предложил поддержать кандидатуру Владимира Путина на предстоящих президентских выборах, а сам согласился возглавить список партии на выборах парламентских. Состоявшаяся рокировка вызвала как критику со стороны оппозиционеров, так и серьезное разочарование лояльной властям части общества, возлагавшей на Медведева определенные надежды. Эта рокировка и парламентские выборы, которые многие считали сфальсифицированными, стали своего рода спусковым крючком крупнейших за последние 15 лет массовых акций протеста в Москве и других крупных городах.
Медведев, указ о назначении которого премьером будет подписан в ближайшее время, за четыре года президентства не смог создать новый класс управленцев, способный стать двигателем качественных изменений в различных сферах общественной и экономической жизни и на который он мог бы опираться при реализации поставленных задач в дальнейшем. Инертная российская элита, подхватив четыре года назад модернизационную риторику нового президента, сумела в большей части "заболтать" эти инициативы, а активная часть российского общества вернула свои несбывшиеся ожидания от розданных авансов уже уходящему Медведеву интернет-мемами, митингами и протестами.
Помощник Медведева по экономическим вопросам Аркадий Дворкович в интервью РИА Новости сказал, что у нового премьер-министра будет достаточно полномочий и рычагов для продолжения преобразований, а новая команда, которая будет формироваться с привлечением профессионалов из регионов и бизнеса, сможет все-таки осуществить модернизационный прорыв в экономике, здравоохранении, образовании и других сферах.
От результатов работы нового правительства будет зависеть не только развитие страны и самочувствие общества, но и политическое будущее самого Медведева, который для возможности через 6 лет претендовать на пост президента должен будет предъявить весомые доказательства эффективности, заключающиеся и в сухих цифрах публикуемой Росстатом статистики, и в уровне общественной поддержки, которую, очевидно, должна будет обеспечить не одна лишь "Единая Россия" и многочисленные сторонники консервативной идеологии.
Светлана Каражас, РИА Новости