Как отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, ОАО «РЖД» выдвигает к зарубежным производителям техники требование локализации производства в России.
В качестве примера такого сотрудничества он привел контракт на поставку электропоездов «Ласточка» (Desiro Rus) производства «Сименс АГ». Только первые 38 составов будут целиком выпущены в Германии, следующие 16 поездов построят с локализацией компонентов в России на уровне 20%. К 2017 году этот показатель вырастет до 80%. Всего на совместном предприятии ЗАО «Группа Синара» и «Сименс АГ» в Свердловской области планируется произвести 1200 вагонов электропоездов «Ласточка».
Валентин Гапанович подчеркнул, что локализация касается не только производства продукции, но и сервисных процедур. Так, в системе обслуживания высокоскоростного поезда «Сапсан» работают только два специалиста из компании «Сименс АГ», основную часть персонала составляют российские специалисты.
По словам президента «Сименс» в России и Центральной Азии Дитриха Меллера, стратегия «Сименс» – создание совместных с Россией производств, направленных на формирование добавленной стоимости.
В настоящее время в планах компании запуск порядка 10 новых производств, насчитывающих 4 тыс. рабочих мест, в области энергетики и транспортного машиностроения.
- Недавний рекордный заезд электровоза «Гранит» с грузом в 9 тыс. тонн через Уральские горы ознаменовал успех проекта создания в 2010 году под Екатеринбургом совместного предприятия «Сименс АГ» и ЗАО «Группа Синара» по производству грузовых электровозов, - отметил Дитрих Меллер.
Он добавил, что в настоящее время ОАО «РЖД» поставлено 18 таких локомотивов.
Среди других проектов локализации производств в ходе «круглого стола» были названы запуск производства кассетных подшипников SKF в Твери, систем управления движением поездов на ОАО «ЭЛТЕЗА» с участием «Бомбардье Транспортейшн», грузовых вагонов - с «Татравагонкой».
На станции Лужская-сортировочная, вблизи морского порта Усть-Луга будет реализован совместный проект «Сименс» и ОАО «РЖД» - система автоматизации и механизации сортировочного процесса. К 2017 году локализация производства горочного оборудования достигнет 80%.
Компания «Кнорр-Бремзе» адаптировала под российские требования компрессоры и воздухораспределители для тормозного оборудования подвижного состава. По словам генерального директора ООО «Кнорр-Бремзе Системы для Рельсового Транспорта» Владимира Руткаса, в настоящее время тормозное оборудование производства предприятия компании в России поставляется на все виды нового железнодорожного подвижного состава, а также для модернизации существующего оборудования.
Как подчеркнул Валентин Гапанович, для трансферта инновационных технологий большое значение имеет локализация знаний зарубежных партнеров. С этой целью в России создаются совместные инжиниринговые центры.
- Инжиниринговые центры – это дорога с двусторонним движением. В них не только российские специалисты перенимают опыт и технологии, но и представители зарубежных компаний получают знания о специфике работы железных дорог России и, соответственно, требованиях к производимой технике, - сказал старший вице-президент ОАО «РЖД».