Попутно выяснилось, что радикальные меры, ранее предусмотренные столичными властями – вроде вывода вокзалов за периметр исторического центра и организации на их месте "общественных зон" (музеев, выставочных комплексов и пр.) – откладывается на неопределенное время. "Пока таких проектов и возможностей нет", - сказал градоначальник.
Официальным стартом борьбы по наведению порядка на столичных вокзалах следует считать принятие РЖД в 2009 году "Программы комплексной модернизации и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года". Хотя работа в том же направлении велась и ранее. Решение создать "Дирекцию железнодорожных вокзалов" в РЖД приняли еще весной 2006 года. Два года спустя госмонополия издала приказ о привлечении третьих лиц для проведения капремонта, реконструкции и развития вокзальных комплексов, предусматривающий значительную либерализацию процедур и условий контактов (аренда на 49 лет, передача инвестору в доверительное управление коммерческих площадей и даже право собственности на их часть). В том же году Mirax Group (впоследствии переименована в "Потoк8") начала реконструкцию Курского вокзала. В интервью газете "Коммерсантъ" глава компании Сергей Полонский говорил о превращении "самого криминогенного и запущенного вокзала в современное и эффективное здание". И невзирая на скандалы, сопровождавшие схему передачи объекта в управление, этого нельзя отрицать: вокзал действительно преобразился.
Между тем на сегодня Курский едва ли не единственный пример столичного вокзала, по крайней мере, внешне близкого современным стандартам. К тому же его реконструкция была выполнены в разумные сроки – менее чем за два года (учитывая, впрочем, что ремонт затронул преимущественно внутренние помещения, а также то, что объект не является памятником архитектуры). В остальном успехи на этом фронте довольно ограничены, а общая атмосфера оставляет желать лучшего. В августе 2009 года начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов (в прошлом премьер-министр Чеченской республики) заявлял ИТАР-ТАСС, что с 1 сентября того же года с территории столичных вокзалов исчезнут лотки и палатки, как незаконные. Но вот цитата того же управленца в эфире "Вестей", датированная серединой минувшего мая: "…сейчас мы видим […] хаотично разбросанные киоски и палатки".
Модернизация инфраструктуры – дело небыстрое. Но даже несмотря на то, что каждому пятому вокзалу в России больше ста лет, плановая многолетняя их реконструкция – как в Москве, так и регионах – невольно обращает на себя внимание: не чересчур ли долго? В 2007 году в рамках рекламной кампании, с размахом проведенной РЖД, в самом центре столицы вблизи Пушкинской площади красовался гигантский брандмауэр с изображением вокзального комплекса в Новом Уренгое. Это не было реальностью, только проекцией будущего. Как следует, из майских материалов с сайта этого приполярного города, сдачи долгожданного объекта до сих пор не состоялось. Она произойдет до конца года – "на несколько месяцев раньше запланированного срока".
Евгений Карасюк, ПРАЙМ
