СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
История с отключением англоязычных каналов, пользующихся ограниченным интересом у российской аудитории, казалось бы, не имела больших шансов вызвать общественный резонанс. И все-таки это случилось – как ни странно, при активном содействии регулятора. "В связи с сообщениями о прекращении вещания ряда телеканалов в сети Акадо в городе Москве Роскомнадзор выражает свою озабоченность и считает недопустимым ухудшение или сокращение целого ряда услуг, оказываемых абонентам, без заблаговременного предупреждения. Служба считает, что в подобных ситуациях, оператор должен заранее разъяснять абонентам причины прекращения предоставления услуг и сообщать о сроках реализации таких решений", - говорится в официальном обращении ведомства, опубликованном накануне.
УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ
У тех, кто помнит события зимы-весны 2010 года, "озабоченность" Роскомнадзора не может не вызывать удивления. Ведь никто иной, как экс-глава службы Сергей Ситников два с лишним года назад грозно предупреждал иностранных вещателей (а заодно и сетевых провайдеров) о неминуемых последствиях при опоздании с получением лицензии к 1 марта. К назначенному сроку необходимых документов, по данным отраслевого журнала "Кабельщик", не было у более чем половины компаний (у 71 из 116). В полугодовой отсрочке, запрошенной во избежание суматохи, было в жесткой форме отказано. А с наступлением "часа Х" в регионах начались отключения и проверки.
В процессе допуска к национальной сети европейские регуляторы обычно довольствуются документами, полученными в той стране, где зарегистрирован правообладатель. Но аргумент об отсутствии в международном праве обязательного лицензирования иностранных каналов в каждом отдельно взятом государстве, охваченном вещанием, российские чиновники в расчет не приняли.
ДВОЙНАЯ ЗАЩИТА
История действительно странная. Сначала государство провоцирует панику на рынке, грозясь выдворить из эфира тех, кто игнорирует новые правила лицензирования или не успевает их выполнить. А затем негодует по поводу действий оператора, прекратившего вещание иностранных каналов – причем как будто бы на основании требований, ранее выдвинутых самим регулятором. Упрек в том, что зрителей никто не предупредил, возможно, и справедлив (тем более что провайдер традиционно вызывал много нареканий, а в 2009 году, согласно статистике ведомства, даже вышел в абсолютные лидеры по числу клиентских жалоб среди всех операторов связи), но в конечном итоге "Акадо" пыталась соблюсти нормы российского законодательства. Так или иначе, это предстоит выяснить проверяющим. В рамках комплексной стратегии Роскомнадзора, направленной на усиление контроля качества предоставляемых услуг связи всех видов, служба готовится осуществить проверку по фактам прекращения вещания ряда телеканалов в сети Акадо.
Евгений Карасюк, ПРАЙМ