Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика вступает в силу с 1 января 2013 года. В настоящее время правительством утвержден план-график подготовки нормативных документов, необходимых для запуска обязательного страхования. В него вошли 7 документов, ключевым из которых является проект постановления правительства, утверждающий предельные уровни страховых тарифов. По данным агентства "Прайм", проект тарифов должен быть представлен в правительство до 1 октября.
В конкурсе с начальной ценой в 4,5 миллиона рублей, помимо победителя, который неоднократно выполнял работы, связанные с оценкой и исследованием тарифов по ОСАГО, приняли участие Московский государственный университет путей сообщения и Российский экономический университет имени Плеханова. Центр запросил за свои услуги 1,7 миллиона рублей.
В соответствии с построенными моделями риска по каждому виду транспорта и виду страхового события подрядчиком должны быть рассчитаны минимальные и максимальные значения страховых тарифов в расчете на одного пассажира. Они будут зависеть от вида транспорта, вида перевозок и ряда факторов, влияющих на степень риска, в том числе от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности и технического состояния его транспортных средств.
Независимый актуарный информационно-аналитический центр в течение 45 дней должен произвести расчет тарифов. На втором этапе в течение 125 дней компания должна разработать методологию мониторинга адекватности страховых тарифов в зависимости от вида транспорта.
СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ ЗАКОНА МОГУТ БЫТЬ СОРВАНЫ
По данным источников агентства "Прайм" на страховом рынке, с учетом того, что до вступления в силу закона осталось чуть больше четырех месяцев, велика вероятность того, что даже при условии оперативного принятия правительством всех документов, закон не заработает с 1 января 2013 года.
Так, при принятии закона была изменена схема учреждения профессионального объединения на рынке обязательного страхования. На рынке обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов (ОСОПО) и ОСАГО страховщики сначала учреждали профессиональное объединение и лишь затем получали лицензию. Однако на рынке страхования перевозчиков страховщики должны сначала получить лицензию и лишь затем учредить профобъединение, членство в котором является обязательным для работы на этом рынке. При этом получение лицензии невозможно без утверждения правительством предельных уровней тарифов.
"По условиям конкурса Независимый актуарный информационно-аналитический центр должен завершить свои расчеты как раз примерно к 1 октября, в этот же срок документ должен быть представлен в правительство. Вместе с тем, полученные расчеты еще должны быть согласованы ведомствами. Так, головным ведомством, отвечающим за предоставление тарифов в правительство, является Минфин, а не Минтранс. Кроме того, документ еще какое-то время может обсуждаться в самом правительстве", - отметил один из источников агентства "Прайм".
После учреждения профобъединения оно должно будет разработать и согласовать с ведомствами порядок входа и выхода из него членов, а также провести работу по созданию перестраховочного пула, членство в котором также является обязательным для страховщиков.
По оценке одного из экспертов агентства "Прайм", при наилучшем раскладе страховщики смогут приступить к страхованию не ранее февраля-марта 2013 года. Выходом из сложившейся ситуации может стать экстренное принятие Госдумой поправок в закон, касающихся изменения порядка учреждения профобъединения, считает он.