О гипотетических планах Apple в 2013 году начать прямые оптовые продажи в России в понедельник написала газета "Коммерсант" со ссылкой на анонимный источник в дистрибьюторе техники Apple в России. О намерении Apple заниматься в РФ оптовой и розничной торговлей может свидетельствовать регистрация ООО "Эппл Рус", пишет газета, умалчивая о том, что эта компания была создана еще в декабре 2011 года.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, полагают, что Apple рано или поздно придет на российский рынок, но не подтверждают возрастания активности компании в последнее время. Также специалисты сомневаются, что потребители много выиграют от этого шага. Представители самой Apple, традиционно отказались от комментариев.
"О планах открытия российских магазинов Apple я слышу уже года три, но об активизации на рынке в связи с этим в последнее время мне неизвестно", - заявил РИА Новости президент крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть" Александр Малис.
Его слова подтверждает и представитель другого крупного ритейлера, торгующего техникой Apple.
"Думаю, что магазины Apple в России точно появится в ближайшие год или два, но по опыту других регионов, прямым продажам через фирменную розницу должны предшествовать несколько промежуточных этапов. Во-первых, открытие российского онлайн-магазина контента iTunes. Во-вторых, открытие собственного интернет-магазина Apple Store", - рассказала РИА Новости руководитель пресс-службы компании Re:Store Retail Group Людмила Семушина.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕННИК
Даже после перехода на прямые продажи и открытие фирменной розницы Apple, потребителю не стоит рассчитывать на существенное удешевление культовых гаджетов, в один голос утверждают эксперты.
“Часто можно услышать мнение – ура, вот придет Apple Store и цены на технику сразу упадут. Цены не упадут. На большую часть продукции Apple – кроме iPhone – у нас с европейскими странами примерно одинаковые ценники, они и останутся. Продукция для России ведь закупается не через США, а через Европу", - говорит Семушина.
Аналогичной позиции придерживается и эксперт аналитического агентства J'son&Partners Сергей Савин.
"Коррекция цены вряд ли произойдет, на это, в частности, повлияет необходимость учитывать в цене НДС", - резюмировал Савин.
Анализ цен, проведенный РИА Новости, свидетельствует, что стоимость продукции американской компании в Европе и России сопоставима. Так стоимость младшей модели планшетного компьютера iPad во французском магазине Apple Store примерно равна средней цене в российской рознице по данным сервиса "Яндекс.Маркет". В Великобритании тот же планшет обойдется чуть дороже, в Германии – чуть дешевле, но колебания цены не превышают 5%.
Примерно такая же ситуация и с компьютерами Mac и с плеерами iPod. Исключение составляют лишь смартфоны iPhone, цена на которые, если рассматривать лишь официально ввезенные в страну аппараты, в России заметно выше.
iPhone поставляются в Россию по иным, нежели вся прочая техника Apple, каналам. Компьютеры, планшеты, плееры попадают в РФ через компании "Марвел-Дистрибуция", "Дихаус" и недавно присоединившуюся к ним OCS.
Дистрибуцией телефонов занимаются операторы "Вымпелком" (бренд "Билайн") и МТС. В мае Федеральная антимонопольная служба признала обе компании виновными в ценовом сговоре при продажах iPhone, но операторы свою вину отрицают, указывая, что цены на смартфоны Apple устанавливаются исходя из рыночной конъюнктуры.
По словам источника РИА Новости в одном из ритейлеров, маржа продавцов техники Apple минимальна как для iPhone, так и для iPad.
"На "Маках" мы что-то зарабатываем, но тоже немного, так что цены особенно не снизишь", - говорит собеседник агентства.
"Все зависит от того насколько Apple будет расширять контракты с сетями – если будет одна-две сети, то влияния на рынок не будет никакого, а если большая часть, то можно ожидать снижения цен на 5% в перспективе", - рассказал агентству "Прайм" генеральный директор сети "Белый ветер цифровой" Данила Васкевич.
Если из цепочки исчезнет дистрибутор, то это приведет к небольшому изменению закупочной цены, но на розничных продажах заметно не скажется, и, скорее всего, компенсируется другими факторами, подтверждает Семушина.
СОКРАЩЕНИЕ ЗАДЕРЖЕК
"Единственное, что может измениться для потребителя в лучшую сторону, это уменьшится задержка между анонсом очередной новинки Apple и появлением ее на российском рынке. Но мы в списке все равно не первые. Для Apple, по сути, есть три больших рынка: США, Европа и Китай, который покупает в разы больше, чем Россия", - рассуждает Семушина.
На то, что приоритеты Apple претерпят изменения, рассчитывает и Савин, который надеется на сокращение задержек с поставками.
В настоящее время поставки Apple в Россию осуществляются по остаточному принципу, из-за чего спрос зачастую превышает предложения, констатирует источник РИА Новости в крупном ритейлере, и с ним, так же не указывая своего имени, соглашается представитель другой розничной сети.
"Даже если магазины откроются, мы не ожидаем какого-то радикального изменения на рынке: РФ пока не является приоритетным для Apple рынком – от этого зависит срок вывода к нам новинок. В странах присутствия фирменной розницы Apple запуски новинок идут одновременно с крупнейшими сетями. В России, вероятно, будет использоваться та же модель, чтобы покрыть максимально широкую аудиторию в регионах: один-два фирменных магазина погоды для всей страны не сделают", - аргументирует свою позицию собеседник корреспондента РИА Новости.
В то же время все эксперты согласны, что усиление присутствия Apple в России положительно скажется на рынке, хотя бы улучшив сервисную поддержку.
ТРУДНЫЕ ДНИ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
По мнению Савина, приход прямых поставок и появление фирменной розницы Apple затронет прежде всего бизнес дистрибьюторов.
"Доля оптовых дистрибьюторских закупок будет снижаться, так как крупным ритейлерам будет удобнее и выгоднее работать напрямую с Apple. Мелкие компании, которые неинтересны самой Apple, продолжат работать через посредников: последние дают выгодные условия, например, отсрочку платежа", - сказал РИА Новости аналитик J'son&Partners.
"Изменения схемы дистрибутирования iPhone в России с Apple не обсуждались", - сказала РИА Новости пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.
"Вымпелком" отказался обсуждать вопросы дистрибуции техники Apple в России. Комментариями остальных дистрибьюторов РИА Новости пока не располагает.
Опыт других стран подсказывает, что с проблемами могут столкнуться и ритейлеры. В июне текущего года прекратил работу крупнейший реселлер техники Apple во Франции - eBizcuss. До закрытия магазинов компания пыталась судиться с Apple, обвинив ее в нечестной игре и снабжении дефицитными новинками в первую очередь собственной розницы. Как утверждали представители eBizcuss, их беды начались после открытия первого магазина сети Apple Store в Париже в ноябре 2009 года.
ОПЫТ КОНКУРЕНТОВ
Главный мировой конкурент Apple – компания Samsung – использует модель прямых поставок в Россию с 2008 года.
"Samsung Electronics самостоятельно ввозит в Россию, растаможивает и отгружает партнерам свою продукцию. Некоторые устройства, например телевизоры и мониторы, собираются уже в России", - говорит директор по маркетингу Samsung в России Сергей Певнев.
По его словам, у Samsung в Москве работает два фирменных магазина, которые продают технику корейской компании напрямую, без участия посредников, а переход на прямые продажи увеличил, прежде всего, оперативность реакции на изменение спроса.
"Поскольку логистический центр Samsung находится в Калуге, мы можем быстрее реагировать на рыночные сигналы, например, резкое увеличение спроса", - говорит Певнев.
По словам источника РИА Новости в компании резкого падения розничных цен при переходе Samsung на прямые продажи не было, хотя маржинальность в канале увеличилась, что сделало продукцию более привлекательной, передает РИА Новости.