Доля спама в российском почтовом трафике составила во втором квартале 74,3%, по данным "Лаборатории Касперского". Это ниже среднегодового уровня за 2011 год, который по данным того же источника, составлял 80,3%. К сезонному спаду, характерному для спам-трафика второго квартала, добавились другие факторы, которые определили спад на 2,3 п.п. по сравнению с результатами того же квартала 2011 года.
По мнению "Лаборатории Касперского", эти факторы весьма важны, так как спам-трафик достаточно устойчив и к его спаду не приводят даже активные действия, проводимые против спамеров правоохранительными органами. В качестве причины спада спам-трафика эксперты "Лаборатории" называют ситуацию в экономике и прогнозируют дальнейший спад спама до 60-65%.
Однако, ситуация связана не с кризисными явлениями, как говорят представители "Лаборатории", а возросшей избирательностью рекламодателей в выборе канала рекламы.
УСТОЙЧИВЫЙ СПАМ
Периодически правоохранительные органы блокируют работу той или иной спамерской сети, что приводит к кратковременному спаду спам-активности. Однако, эти спады кратковременны и активность спамеров быстро компенсирует вызванное ими снижение спам-трафика.
Например, 17 марта этого года доля спама упала на 15 п.п., по данным "Лаборатории Касперского". Причина – прекращение работы спам-бота Rustok, рассылавшего до 40% мирового спама. Однако, уже через неделю спамеры решили технические проблемы, трафик "мусорной почты" стал расти снова и по итогам марта количество спам-сообщений в Рунете все же возросло на 0,9 п.п. по сравнению с февралем (в итоге его доля составила 79,6%).
НЕ В МОДЕ
Снизить количество спама может только уменьшение количества заказов от компаний, заказывающих "мусорные рассылки". А компании становятся все более избирательными в выборе инструментов для продвижения товаров и услуг.
Спам-рассылки кажутся дешевым инструментом. В рассылку по базе из 10 миллионов адресов физических лиц в России можно заказать всего за 13 тысяч рублей. Однако, эффективность спам-рассылок крайне мала. По данным Университета Калифорнии для привлечения одного покупателя нужно разослать в среднем 12,5 миллионов спам-сообщений, то есть рассылка по десятимиллионной базе может не привлечь ни одного клиента.
В отчете "Лаборатории Касперского" по спам-активности во втором квартале было отмечено необычно низкий процент писем с предложением отдыха, несмотря на "высокий сезон". Представители компании связывают это с миграцией рекламодателей на более эффективные инструменты продвижения своих услуг.
Ассоциация Коммуникационных Агентств России отмечает рост рекламного рынка в России, который за первое полугодие составил 13%. Опережающими темпами растет сектор интернет-рекламы, которая по итогам первого полугодия показала прирост 45%. На этом фоне спам демонстрирует спад.
Александр Маляревский, ПРАЙМ