СУЩЕСТВЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
С момента подписания Дмитрием Медведевым, тогда еще президентом РФ, закона об уголовной ответственности за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, прошло без малого три года. Считалось, что Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) к тому времени набила руку в выявлении фактов манипулирования. Речь шла о неликвидных бумагах (обобщив свой опыт, в начале текущего года служба выпустила методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагам). Первый из таких случаев произошел в 2007 году. Подозрения вызвал клиент брокерской фирмы «Норд Капитала» – кипрская Palmaris Holding Limited. Последняя, по мнению регулятора, манипулировала ценой акций нефтяной компании РИТЭК. Котировки ее акций на ММВБ подскочили на 30% в результате девятикратного увеличения объемов торгов. Впрочем, дело закончилось тем, что наиболее активные участники получили от регулятора запросы, требовавшие объяснить свой неожиданно возросший энтузиазм.
ДЫМ БЕЗ ОГНЯ
После того, как злоупотребления на бирже стали считаться уголовным преступлением, замечания службы приобрели дополнительный вес. Впрочем, при всей суровости поправок к УК манипулирование рынком как таковое тяжело доказать. Само это понятие законодательство трактует как влияющие на цену бумаги (а также спрос и предложение финансового инструмента или товара) действия, к которым приравнивается распространение слухов или заведомо ложной информации через СМИ и Интернет. Уличить в подобном преступлении обычно не легче, чем прочитать мысли злоумышленника. Не говоря уже о том, что придется выявить убедительную связь между информационным вбросом и реакцией рынка, который подвержен чрезвычайно широкому спектру сведений самого непредсказуемого свойства.
НЕ ТРЕЙДЕРЫ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Показательно, что ни одного уголовного дела в отношении игроков рынка до сих пор не возбуждалось. И, вероятно, уголовный кодекс так бы и сохранял дистанцию от далекого от него финансового рынка, если бы не малоизвестная компания из Татарстана «Татбенто», добывающая бентонитовую глину и каолин и производящая из них стройматериалы. Динамика бумаг этого эмитента на Московской Бирже обратила на себя внимание регулятора – а вслед за ним и правоохранительных органов. Как следует из заявления ФСФР, с сентября по декабрь 2010 года несколько клиентов компании, один из которых был ее учредителем, энергично воздействовали на котировки. В результате «в указанный период цена обыкновенных акций ОАО «Татбенто» выросла в полтора раза», – говорится в сообщении ФСФР. Там же отмечается, что «проверка проводилось службой в связи с заявлением участника торгов» и «выявлением комплексной системой мониторинга ФСФР сделок с акциями ОАО "Татабенто", имеющих признаки манипулирования».
Евгений Карасюк, ПРАЙМ