С инициативой расширить функционал кабинета министров выступили депутаты-единороссы во главе с членом комитета по бюджету и налогам Евгением Федоровым (в Госдуме пятого созыва возглавлял комитет по экономической политике и предпринимательству). Сейчас, согласно законодательству, вопросами процентной политики занимается ЦБ, который проводит ее в рамках согласованных с правительством основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики.
В реальности ЦБ не выдает кредиты по ставке рефинансирования (сейчас 8%), используя иные инструменты предоставления ликвидности: РЕПО, ломбардные кредиты, ссуды под залог прав требования и так далее. Ставка же используется как индикатор в фискальной политике.
По идее депутатов, после снижения правительством ставки рефинансирования объем вложений в экономику увеличится за счет того, что российские инвесторы будут строить новые предприятия. Если правительство уменьшит этот ключевой показатель до 1%, то коммерческие кредиты будут выдаваться под 4-5% годовых, говорил Федоров агентству "Прайм".
"Для повышения инвестиционной активности лучше создавать благоприятный климат в части законодательного регулирования, налогов, реальных движений в области борьбы с коррупцией, а не идти путем раздачи денег, которые вовсе не факт, что пойдут на инвестиции. Первое, конечно, гораздо сложнее, поскольку требует кропотливой и сложной работы", - парирует гендиректор "РИА Рейтинг" Валерий Третьяков.
ЗРИТЕ В КОРЕНЬ
Аналитики в один голос говорят, что идея изъять у ЦБ часть ключевых функций плоха и никакой необходимости в ее претворении в жизнь нет.
"Функция реализации монетарной политики, в том числе управление ставкой рефинансирования, – основная для Центрального банка, и достаточно странно отнимать часть полномочий, тем самым лишая системности в работе", - считает Третьяков.
Ставка - это рычаг в принятии решений, и передача такой функции правительству подорвет возможности Центробанка, соглашается главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров.
Кроме того, такая мера противоречит как мировой практике, так и здравому смыслу – ЦБ более эффективен при проведении текущей политики по управлению ликвидностью и регулированию валютного рынка, говорит Третьяков.
"Более того, нарушается принцип независимости центральных банков: одна из задач ЦБ - для удержания инфляции служить противовесом правительству в стремлении раздувать расходы", - напоминает он.
КУДА ЗАВОДЯТ МЕЧТЫ
Сейчас ЦБ независим от правительства в принятии решений. Он присутствует на денежном и валютном рынке ежедневно, что дает ему возможность оперативно реагировать на малейшие движения, влиять на настроения и управлять ожиданиями, в том числе через реальные и вербальные интервенции.
Риторика регулятора детально анализируется рынком.
ЦБ, в отличие от правительства, не заимствует на рынках, поэтому при реализации денежно-кредитной политики у него нет соблазнов.
"(Реализация такого предложения) принесет вред, поскольку правительство само является агентом на рынке долговых заимствований и теоретически может руководствоваться собственными интересами, например снижением стоимости обслуживания долга, при управлении ставкой рефинансирования, но не общеэкономическими интересами", - объясняет главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.
"Наличие инструмента влияния на ставку рефинансирования у одного из субъектов экономики (правительства) как у заинтересованного лица чревато рисками, в том числе существенного ускорения инфляции, роста госдолга, в целом риском кризиса", - уверен эксперт.
Желание стимулировать инвестиции понятно, но принятие закона будет иметь негативные макроэкономические последствия, так как снижение ставки приведет к избыточным деньгам в экономике, ускорению инфляции и обесценению рубля, что в итоге ухудшит инвестиционную привлекательность России, развивает мысль Тихомиров из "Открытия".
"Инфляция однозначно вырастет, а инвестиционная активность - нет. Малого того, может увеличиться отток капитала", - полагает Третьяков из "РИА Рейтинг".
Анна Граник, ПРАЙМ