ПЕРВЫЕ ШАГИ
Основная особенность ОЭСР в том, что она охватывает те сферы деятельности, на которые ВТО даже не покушается – налоговая система, инвестиционный климат, бюджетная и макроэкономическая политика. Впервые заявку в ОЭСР Москва подала еще в 1996 году, но ответное приглашение было получено лишь в 2007 году. В начале 2012 года правительством был разработан и одобрен план законодательной работы, который предусматривает внесение изменений в законодательство в соответствии с требованиями ОЭСР, ряд вопросов уже обсудили с отраслевыми комитетами организации.
Однако главным условием присоединения было вступление РФ в ВТО. Поэтому ОЭСР весной взяла паузу с тем, чтобы провести первое формальное обсуждение членства России этой осенью. Минэкономразвития ставит задачу-максимум закончить переговорный процесс весной 2013 года. По мнению президента Владимира Путина Россия может присоединиться к ОЭСР в 2014 году.
Первые шаги уже сделаны – с 1 января 2013 года РФ станет членом Агентства по ядерной энергии ОЭСР, что, по мнению организации, демонстрирует готовность страны к необходимой для вступления модернизации. Помощь в этом процессе России продолжат оказывать и США.
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич полагает, что присоединение к ОЭСР произойдет гораздо быстрее, чем к ВТО – речь идет о 2-4 годах. "Проблемы мировой экономики на это никак не повлияют – у организации есть свои стандарты и этапы присоединения новых членов, от них все и будет зависеть", - заметил эксперт.
ОЭСР была создана в 1942 году, как международная экономическая организация развитых стран, преимущественно европейских. Впоследствии в нее вступили и некоторые государства Азии и Латинской Америки. Сейчас в ОЭСР входят 34 страны.
ПРЕДМЕТЫ ДИАЛОГА
За последние годы ОЭСР определила ряд норм, по которым будет оцениваться готовность РФ к присоединению. Основная проблема – экология, по ряду моментов есть план с переходными периодами от двух до восьми лет. Второе направление – оборот химической продукции. ОЭСР требует, чтобы Россия признала данные аккредитованных лабораторий, переходного периода здесь нет.
Среди других спорных вопросов - налоговая система, в частности, с предоставление налоговым органам информации о банковских вкладах физических лиц. Кроме того, остается работа в сфере борьбы с коррупцией, участия государства в экономике, по приватизации и защите прав инвесторов. Отдельная тема для дискуссии – пенсионная система РФ. Минэкономразвития надеется, что к осени по ней будут приняты ключевые решения.
Обсуждалась и возможность того, что Россию могут заставить снять ряд ограничений, оставшихся после вступления в ВТО, например, запрет на открытие филиалов иностранных банков. "Россия всегда рассматривала это, как чувствительный для себя вопрос с точки зрения контроля над банковской сферой и соответствия действий всех участников российской юрисдикции. Однако в ОЭСР есть ряд стран со сходной экономикой, и их банковский сектор не испытывает проблем", - отмечает Гурвич.
По его мнению, существенных уступок с нашей стороны не понадобится – России просто нужно дать согласие на то, что она будет ориентироваться на стандарты организации в целом ряде сфер. "Это приведет к мировой стандартизации законодательства и правоприменительной практики", - уверен эксперт.
ПРОТИВ КОРРУПЦИИ И ОФФШОРОВ
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом считают присоединение к ОЭСР позитивным для России. "Большой плюс для России - принадлежность к "высшей лиге" мировой экономики. Для инвесторов это своеобразный "знак качества" и сигнал, что им придется иметь дело с понятными и привычными условиями работы. Не нужно будет приспосабливаться к российской специфике", - подчеркнул Гурвич.
Эксперт Центра политконъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что членство в ОЭСР перспективно с точки зрения дальнейшего развития российской экономики – в организации сосредоточены основные центры производства. Кроме того, организация создает базу для развития конкуренции, борется с коррупцией, уклонением от налогов и оффшорами, что весьма актуально для сегодняшней России. "Вспомним недавний скандал, связанный с выводом средств германскими гражданами в Швейцарию. После вмешательства ОЭСР швейцарцам пришлось раскрыть информацию о проблемных счетах, невзирая на знаменитую банковскую тайну", - сказал эксперт.
По мнению Абзалова, членство в ОЭСР может стать для РФ дополнительным инструментом взаимодействия с ЕС по вопросам оффшоров и ухода от налогов, снятия административных барьеров. Если можно это использовать – почему бы и нет? – рассуждает Абзалов.
ТОРГОВЛЯ И ПОЛИТИКА
Председатель предпринимательского сообщества "Клуб Лидеров" Артем Аветисян считает основными плюсами присоединения к ВТО для России появление новых инструментов, усиливающих внешнеторговые позиции РФ. "Фактически, ОЭСР разрабатывает дополнительные нормы и требования международной торговли, которые в дальнейшем переносятся в практику ВТО", - отмечает он. В частности, РФ наиболее интересны комитеты организации по сельскому хозяйству (рабочие группы по зерновым культурам и мясу), стали (ключевое направление экспансии в рамках ВТО), страхованию и налоговой политике.
Говоря о минусах, Аветисян упоминает требования, которые предъявляет организация к кандидатам на вступление. Помимо условия открыть финансовые рынки РФ, которое Москве пока удается фактически игнорировать, речь идет об ужесточении поддержки экспортеров путем ограничения кредитов госбанков и открытии фармацевтической отрасли.
Изначально ОЭСР носила политический характер и была создана для реализации плана Маршалла по послевоенной реконструкции Европы. Несмотря на позднейшие экономические надстройки, эта роль организации сохраняется, и раньше она выдвигала достаточно серьезные политические требования к кандидатам на вступление, напоминает Абзалов. "Однако из-за необходимости расширяться за счет развивающихся стран в последние годы ОЭСР становится толерантнее, и вряд ли будет требовать от РФ избыточных уступок", - считает он.
В свою очередь, Аветисян отмечает, что ОЭСР выдвигает субъективные политические требования, которые отличаются для разных кандидатов. От России требуется сокращение госсектора и уменьшение субсидирования российской экономики. "Поэтому необходимо торговаться и при вступлении отстаивать свои интересы, не брать на себя дополнительных обязательств", - резюмирует он.
Наталья Карнова, Прайм