В 2012 году будет приватизировано госсобственности на сумму более 200 миллиардов рублей, в 2013 году этот показатель будет превышен, заявлял ранее журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Минэкономразвития поручено до 1 декабря представить план подготовки "дорожных карт" приватизации госпакетов акций РЖД, Роснефти, аэропорта "Шереметьево", "Совкомфлота", ОЗК, "Аэрофлота", ОАК, ОСК, "Русгидро", "АЛРОСа", Россельхозбанка, ВТБ, Росагролизинга, "Транснефти", "Зарубежнефти", ФСК, "ИнтерРАО", "Уралвагонзавода".
МУТАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
Как стало известно, приватизация "пилотных" 5% акций ОАО "Российские железные дороги" может пройти в конце 2013 года, но серьезных изменений в структуре собственности этой инфраструктурной монополии и других крупных компаний, где предполагается приватизация, эксперты не ждут.
Особенностью российской экономики является популярность бизнеса в сфере распределения государственных субсидий, считает эксперт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков.
В условиях выгодного положения государственных структур, все экономические агенты стремятся попасть в число избранных. По его словам, в "нулевые годы" произошла мутация понятия приватизации, когда вместо выхода государства из акций компании происходит продажа миноритарного пакета при сохранении доминирующей госдоли.
По его мнению, ухода государства из ТЭКа и банковской сферы в ближайшее время ожидать не стоит. "Баланс сил менеджеров госкомпаний выше баланса сил тех, кто хочет их приватизировать", - сказал Жаворонков на пресс-конференции в РИА Новости в четверг.
ВЗВЕШЕННЫЙ ПОДХОД
Сложность российской приватизации в том, что власть настроена скептически в отношении частного интереса к получению прибыли, считает член экспертной комиссии при правительстве РФ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков.
Даже в случае владения активом у предпринимателя не всегда полностью развязаны руки, сказал он. Продажа небольшой части пакета акций не сделает к при меру такую компанию, как РЖД по-настоящему частной, поскольку в критической ситуации государство, как основной акционер, скорее всего, придет на помощь, а у менеджмента не до конца развязаны руки.
Банкротство предприятий является рыночной нормой, но не в случае крупных компаний, отмечает, в свою очередь, заместитель директор Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. "Когда речь идет о негативных последствиях широкого масштаба, химеры идеализма уже не актуальны", - сказал он.
По его словам, приватизация РЖД в полном масштабе означала бы передачу в частные руки контроля над целой отраслью, поскольку компания является инфраструктурной монополией. В случае продажи "Совкомфлота" государство теряет монополию на уникальный опыт работы на шельфе, также отметил он.
Планируя приватизацию, нужно использовать взвешенный подход, указал Григорьев. По его словам, риски нужно оценивать, считая потенциальные плюсы и минусы приватизации того или иного пакета акций.
А НУЖНО ЛИ ЭТО?
"Приватизация, если она правильно проведена, обеспечит общественный контроль за деятельностью предприятий", - считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер.
По его словам, необходимо отказаться от политической демагогии и заняться конкретными подсчетами возможных выигрышей и проигрышей от усиления частной собственности в компаниях.
В свою очередь, Григорьев из Института проблем естественных монополий указал на то, что цели нынешней приватизации не вполне ясны.
"Приватизация является инструментом, но чего мы хотим с помощью него достичь, не понимаю", - сказал он, добавив, что первая волна приватизации преследовала цель создания класса собственников в России. По его словам, главное – не продать госсобственность, а повысить эффективность предприятий.
Эксперт привел ряд примеров стран, где государство остается главным собственником ряда крупных компаний, и они остаются эффективными.
По мнению Новикова из РАНХиГС, приватизация преследует благие цели, но не ясно каким будет ее результат.
Юлия Катенева, Прайм