О том, что Белоруссия планирует перенаправить значительную часть своего грузопотока из портов стран Балтии в порты Ленинградской области, сообщил 9 ноября в Минске президент Александр Лукашенко. "Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, из портов балтийских государств на ваши порты", - заявил он на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.
ДЕЛО ЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМИ
По словам белорусского лидера, эта инициатива ранее была поддержана президентом России Владимиром Путиным. Теперь, для ее реализации, по выражению Лукашенко, "надо договориться с железнодорожниками Белоруссии и России". Как пояснил корреспонденту DW директор минского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, речь идет о снижении российской стороной тарифов на железнодорожные перевозки для белорусских грузов.
"Если тарифы в рамках Таможенного союза станут едиными, это сделает привлекательными порты Ленинградской области для белорусских товаров", - указал Шевцов. По его словам, благодаря такой мере российские порты вступят в реальную конкуренцию за белорусский транзит с литовскими и латвийскими морскими воротами.
На сегодняшний день именно на них - в первую очередь на Клайпеду и Вентспилс - приходится основной объем белорусских экспортных потоков. Более трети грузооборота в портах Латвии и Литвы приходится на долю Белоруссии. Только через порт Клайпеды ежегодно проходит около 12 миллионов тонн грузов из этой страны.
ПРИВЯЗКА К ОБЪЕМАМ
По утверждению посла Белоруссии в Литве Владимира Дражина, из-за переориентации белорусского транзита Вильнюс будет терять 2,66 миллиарда долларов в год. Убытки латвийской стороны, через морские терминалы которой осуществляется экспорт белорусских нефтепродуктов, в случае изменения транзитных маршрутов также будут значительными.
Впрочем, власти Литвы и Латвии пока отреагировали на планы Минска весьма сдержанно. По словам литовского министра путей сообщений и коммуникаций Элигиюса Масюлиса "по крайней мере, санкт-петербургский порт и новые строящиеся порты в этом регионе пока не будут готовы к дополнительному обслуживанию очень большого объема грузов".
Вильнюсский политолог Раймундас Лопата в беседе с корреспондентом DW также высказал мнение, что резкое изменение направления белорусского грузопотока едва ли случится.
По его данным, уже есть договоры между Минском и прибалтийскими портами о транзите грузов в 2013 году, и "эти соглашения разрывать для белорусской стороны было бы невыгодно". По выражению Лопаты, сейчас Белоруссия находится не в том экономическом положении, чтобы из-за красивых жестов в адрес Москвы терять деньги.
Учитывая же склонность белорусского руководства искать выгоду в балансировании между Россией и Евросоюзом, политолог ожидает отсутствие резких перемен и вопросе транзита. "Я бы воспринимал заявления Александра Лукашенко пока как риторику, а не как руководство к действию", - подчеркнул Раймундас Лопата.
КТО ГИБЧЕ, И КАКАЯ ЛОГИКА РАБОТАЕТ?
Вместе с тем, напоминает минский экономист Михаил Радкевич, морские ворота Ленинградской области уже давно готовятся к приему белорусских грузов. В частности, порт в Усть-Луге вполне готов к работе со значительными их объемами. "Эти порты давно рассчитывают на белорусские грузопотоки и будут всячески стремиться их заполучить - и благодаря льготным тарифам, и благодаря использованию политического ресурса", - объясняет Радкевич. В этой связи он сомневается, что Вильнюс и Рига смогут предложить Минску сопоставимые бонусы.
Схожей точки зрения придерживается и экономический аналитик Михаил Залесский. "Если мы идем по пути создания единого союза, в котором Россия поглотит Белоруссия, то такое развитие событий с направлением транзита органично. Если бы Белоруссия ориентировалась на Европу, то более естественным направлением была бы линия Гомель-Клайпеда", - считает Залесский.
Впрочем, он добавляет, что каждый субъект хозяйствования заинтересован в скорейшей и максимально дешевой доставке грузов, и данные экономические вопросы России и Белоруссии еще предстоит урегулировать. При этом Михаил Залесский не исключает того, что Минск может изменить направление транзита грузов исходя не из экономической логики, а из политических предпочтений. Однако предсказывать действия белорусских властей в транзитном вопросе Залесский не решился, отметив, что число обнародованных и нереализованных ею проектов не поддается подсчету.
Андрей Тимаров, "Deutsche Welle", Германия