"Ситуация не фатальная, спутник можно довезти в расчетную точку стояния, где его возможно использовать по целевому назначению. Однако перевоз на геостационар потребует дополнительного расхода топлива, что, к сожалению, сократит срок активного существования спутника с расчетных 15 примерно до 11 лет", - сказал собеседник агентства.
По его словам, пока спутник не переведен на геостационарную орбиту, за его управление отвечает производитель – Thales Alenia Space. "Газпром – Космические системы" примет на управление спутник тогда, когда он дойдет до геостационарной орбиты. Представитель компании пояснил, что спутники зарубежного производства в отличие от космических аппаратов российской постройки, не сразу выводятся на геостационарную орбиту.
"Сначала спутник выводят на геопереходную или эллиптическую орбиту и потом штатно доводят в точку стояния на геостационар за счет запасов топлива и собственной двигательной установки. По словам представителя "Газпром – Космические системы", операция по довыведению спутника должна была завершиться примерно через неделю после его запуска на "Протоне" с космодрома Байконур.
"Уже после установки спутника на геостационар мы берем его на управление", - подчеркнул представитель компании. Он уточнил, что в ходе перевода космического аппарата с эллиптической на геостационарную орбиту компания-изготовитель проведет испытания всех его систем.
"По моей информации, "Ямал-402" здоров. Все его системы даже после преждевременного отделения от разгонного блока "Бриз-М" функционируют нормально. У нас есть определенный оптимизм в том, что спутник можно будет использовать по целевому назначению", - сказал представитель компании.
Согласно циклограмме полета, в настоящее время космический аппарат уже приоткрыл солнечные батареи.
"Полностью раскрывать батареи пока преждевременно, так как намечены несколько динамических операций по переводу спутника на геостационар, первая намечена в ночь на понедельник", - сказал представитель "Газпром – Космические системы".
Он уточнил, что если бы спутник отделился от разгонного блока "Бриз-М" по штатной циклограмме, потребовалось бы четыре включения его двигательной установки.
"Сейчас, видимо, потребуется еще два дополнительных импульса: сначала для того, чтобы подкорректировать орбиту, а уже потом реализовывать штатную схему довыведения космического аппарата на геостационар", - сказал собеседник агентства.
Отвечая на вопрос, будет ли компания выставлять претензии разработчику и изготовителю разгонного блока "Бриз-М" - российскому Центру имени Хруничева, представитель "Газпром – Космические системы" сказал: "Пока вопрос предъявления претензий не обсуждается... Но потом, конечно, будет проведен анализ ситуации и разбор полета – почему разгонный блок отработал нештатно. Собственно, это и в интересах Центра имени Хруничева, потому что предприятию предстоит выполнять следующие запуски "Протонов" с применением разгонных блоков "Бриз-М".