Сфера авиаперевозок отличилась новыми банкротствами и катастрофой надежды российского авиапрома – самолета Sukhoi SuperJet-100.
Основным событием 2012 года в автомобилестроении стала сделка по переходу "АвтоВАЗа"
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ: РЕКОМЕНДАЦИЯ "ПОКУПАТЬ"
Правительство РФ в уходящем году объявило о планах приватизации части акций РЖД
Летом был утвержден план приватизации, согласно которому в 2012-2013 годах планировалось продать 25% минус одна акция РЖД. После многочисленных дискуссий власти остановились на решении приватизировать в 2013 году лишь до 5% инфраструктурной госмонополии. Покупателем акций, по мнению Минтранса и РЖД, могут стать Внешэкономбанк
РЖД, которые в последние годы занимаются продажей собственных "дочек", в этом году приобрели 75% акций французского логиста Gefco за 800 миллионов евро у концерна PSA Peugeot-Citroen. Президент РЖД Владимир Якунин рассказывал агентству "Прайм", что актив интересен с точки зрения разветвленной логистической системы и технологий.
Крупнейшей сделкой в уходящем году в отрасли стала продажа остававшихся у РЖД 25% акций Первой грузовой компании. Купить пакет напрямую хотела структура бизнесмена Владимира Лисина, уже владевшая 75% ПГК. Однако актив заинтересовал и АФК "Система"
Судьба акций "Трансконтейнера"
Сразу три металлургические компании в этом году продали своих железнодорожных операторов – "Металлоинвест"
ПОРТОВЫЙ БИЗНЕС: НАЙТИ СЕБЕ ХОЗЯИНА
Этот год ознаменовался сменой акционеров крупнейших игроков на рынке, а также приватизацией государственных пакетов портов.
Бизнесмен Сергей Генералов продал FESCO группе "Сумма" Зиявудина Магомедова с инвестпартнером GHP Group за примерно 1 миллиард долларов. Теперь в планах "Суммы" выстроить логистическую цепочку между Европой и Азией через Россию. Эту функцию должны выполнить портовые активы "Суммы", а также актив FESCO "Трансконтейнер".
В число основных акционеров российского портового оператора Global Ports вошла крупная международная компания Maersk, что стало одним из наиболее значимых событий года в отрасли.
Государство в этом году продало акции в двух угольных портах. Мурманский морской торговый порт
Рынок в текущем году ожидал крупных сделок по продаже 25% акций Новороссийского морского торгового порта
АВИАЦИЯ: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ
Уходящий 2012 год не принес значимых сделок в авиационной отрасли, а запомнится преимущественно чередой негативных событий: катастрофы, включая нашумевшее крушение SSJ-100 в Индонезии, скандалы между перевозчиками и аэропортами и банкротство авиакомпании "Кубань" миллиардера Олега Дерипаски.
Авиационные власти РФ решили либерализовать международные направления, чтобы на каждом зарубежном маршруте появились как минимум два назначенных перевозчика. Это, как ожидалось, приведет к удешевлению билетов. Однако честной борьбы не получилось. Распределение наиболее привлекательных маршрутов привело к скандалам между Росавиацией, "Трансаэро"
Катастрофы также не обошли стороной уходящий год. В начале апреля упал самолет ATR-72 компании "ЮТэйр"
Под конец года о своей финансовой несостоятельности заявила авиакомпания "Кубань", дополнив ряды обанкротившихся в 2011 году лоу-костеров "Авианова" и Sky Express. При этом о другом своем активе Дерипаска позаботился: нашел для "Базэл аэро", в которое входят аэропорты Краснодарского края, инвесторов в лице Сбербанка
Несбывшимися ожиданиями можно назвать так и не состоявшуюся продажу аэропорта "Домодедово". Его акционеры, которые на сегодняшний день по-прежнему остаются "темными лошадками", решили придержать аэропорт, хотя претендентами на покупку назывались "Альфа-групп", структуры Виктора Вексельберга, группа "Сумма" и частные владельцы "Внуково". Также в 2012 году не произошло ранее объявленное объединение аэропортов "Шереметьево" и "Внуково", которое, по всей видимости, переносится на 2013 год.
АВТОПРОМ: ВТО И LADA С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ
Вступление России в ВТО перераспределило приоритеты в работе как отечественных автопроизводителей, так и зарубежных компаний, захватывающих российский рынок. И поскольку теперь рентабельнее производить машины внутри страны, автогиганты создают кластеры, строят заводы и ищут выгодных контрактов с лидерами российского автопрома.
Россия в конце лета вступила в ВТО, что привело, прежде всего, к снижению пошлин на ввоз иностранных товаров. Однако Минпромторг подготовил проект по созданию утилизационных центров. Иностранцев обязали выплачивать специальный утилизационный сбор, а работающие в России автопроизводители могут вместо уплаты этого сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Итоговый уровень платежей при ввозе автомобилей соответствует тому, что был до снижения импортных пошлин при вступлении России в ВТО.
В декабре состоялось ожидаемое подписание документов по переходу "АвтоВАЗа" под контроль франко-японского альянса Renault-Nissan. Ежегодно на мощностях завода будет выпускаться 400 тысяч автомобилей Renault-Nissan. "АвтоВАЗ" запустит в ближайшие пять лет шесть новых моделей Lada, иностранные акционеры - около десяти моделей на площадках в Ижевске и Тольятти.
Однако конец года преподнес акциям "АвтоВАЗа" неприятный сюрприз – 20 декабря кто-то распространил в СМИ сообщения о выкупе акций у миноритариев автоконцерна по весьма выгодной цене. Коотировки акций компании взлетели, но информация о buy back была позднее официально опровергнута самим "АвтоВАЗом".