О том, как велась PR-кампания, агентству "Прайм" рассказала известный экономист и общественный деятель Ирина Ясина, возглавлявшая тогда департамент общественных связей в Банке России. Беседовала Анна Граник.
Требуется равнодушие
"Указ президента о проведении деноминации был подписан 4 августа 1997 года. Меня позвали в ЦБ как раз заниматься этой работой. Мы провели социологические опросы, из которых стало понятно, что 90% граждан боятся деноминации и более того, собираются предпринять какие-то действия. Например, снять свой вклад в банке, дежурить около банка или какие-то другие ужасы. В целом, это воспринималось как стандартная денежная реформа, которая всегда в российской истории сопровождалась конфискацией. Нам нужно было добиться равнодушия граждан, не нужно было одобрения, а именно того, чтобы люди ничего не предпринимали - просто сидели дома. Они должны были понять, что это просто "отстегивание" трех нулей".
Кому поверят
"Мы записали телевизионные ролики, в которых снимались известные актеры, всего примерно 10 человек. С самого начала мы проводили работу с разными фокус-группами: ни один ролик, ни одно слово, ни один актер не были задействованы без их одобрения. Их было очень много, например: домохозяйки среднего возраста без образования, менеджеры среднего звена с высшим образованием, старики, молодые люди и так далее. Мы выясняли, кто пользуется доверием, и от кого услышать эту информацию важно. Более того, часть из тех, на кого мы рассчитывали, говорили, что сами этого боятся, не верят, поэтому сниматься не станут. Например, замечательный актер Алексей Баталов работать отказался, так как сам сильно сомневался, что это пройдет для граждан безболезненно. Мы платили за это очень небольшие деньги - как за стандартный съемочный день на "Мосфильме". Кроме того, мы очень плотно работали с региональной прессой, включая не только областные, но и районные газеты, где выходило много разъяснительных материалов и интервью. Они были написаны понятным языком, без сложных понятий. Например, актер Анатолий Кузнецов (знаменитый товарищ Сухов из "Белого солнца пустыни") очень творчески подошел к съемкам. В ролике его должны были спросить: "Как Вы относитесь к деноминации?". На что он должен был ответить, что ему все равно. Кузнецов сказал, что это неинтересно и предложил, чтобы его снимали со спины, обращаясь к нему по имени и отчеству - Анатолий Борисович. Будут думать, что этот вопрос адресован Чубайсу (в тот период этого первому вице-премьеру РФ), и тут я обернусь, и все будут видеть товарища Сухова. Это было потрясающее предложение, и мы так и сделали. Нам даже удалось снять Аллу Пугачеву, которая говорила, что единица - это клево, а ноль - это ничто. Ролик с ней крутили по МузТВ. А вообще у нас были разные ролики для разных телеканалов. В местной прессе выходили статьи на национальных языках".
Забытая реформа
"Деноминация традиционна для стран, достигших определенной финансовой стабилизации. Тогда, в 1997 году, казалось, что и мы ее достигли. В мировой экономической практике принято, что после периода высокой инфляции, который накапливаются безумные нули, подводится черта в форме деноминации. Через это пришло много стран в 20-м веке, и было принято решение провести деноминацию и в России. Мне очень приятно, что про деноминацию все забыли, потому что раз денежную реформу никто не помнит, значит, она прошла успешно".