МОСКВА, 14 янв - РИА Новости. Год назад, в ночь на 14 января 2012 года, итальянский круизный лайнер Costa Concordia затонул в Тирренском море близ острова Джильо у побережья итальянской области Тосканы.
Ниже приводится справочная информация.
Итальянский круизный лайнер Costa Concordia затонул в Тирренском море близ острова Джильо у побережья итальянской области Тосканы в ночь на 14 января 2012 года. В момент трагедии на судне находились более 4,2 тысячи человек, из них жертвами стали 32 человека, двое из которых до сих пор числятся пропавшими без вести.
Гигантский лайнер длиной 290 метров с 17 палубами, на которых разместились 1,5 тысячи кают, двухуровневая фитнесс-зона площадью более 2 тысяч квадратных метров, концертный зал, 4D-кинотеатр, художественная галерея и небольшая библиотека, а также казино, бутики, рестораны и бары, вышел из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) 13 января 2012 года в круиз по Средиземному морю и направлялся в Савону (Savona).
Через несколько часов после отправления, когда пассажиры ужинали в ресторанах, Costa Concordia напоролся на мель, в результате чего получил на левой стороне пробоину, длина которой составляла около 70 метров.
Эвакуация людей с лайнера продолжалась в течение всей ночи. В ней принимали участия судна береговой охраны и спасательные шлюпки, был задействован вертолет. Во время проведения спасательной операции многие пассажиры оставались заблокированными в каютах лайнера. Кроме того, в момент аварии несколько пассажиров упали за борт.
Первоначально сообщалось, что в результате крушения лайнера погибли три человека, однако с каждым днем эта цифра возрастала. Ход поисково-спасательной операции неоднократно приостанавливался из-за ухудшения метеоусловий, подвижек судна и роста опасности для спасателей. Всего жертвами трагедии стали 32 человека. На лайнере находилось 108 российских пассажиров, все они были спасены.
Вечером 14 января власти Италии объявили о задержании капитана круизного лайнера Costa Concordia Франко Скеттино (Franco Schettino). Представители компании-судовладельца заявили о том, что Скеттино самовольно принял решение отклониться от намеченного курса. Капитан отдал команду подойти максимально близко к острову Джильо, чтобы порадовать главного стюарда корабля, уроженца тех мест.
Прокуратура тосканской провинции Гроссетто возбудила уголовное дело по факту кораблекрушения и гибели людей. Правоохранительные органы Италии после допроса задержали Скеттино по подозрению в непреднамеренном убийстве, а также в том, что он покинул судно до завершения эвакуации пассажиров.
15 января 2012 года водолазы обнаружили "черный ящик" круизного лайнера Costa Concordia. Его расшифровка подтвердила сообщения о том, что капитан слишком поздно начал эвакуацию, не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблем), что задержало начало спасательной операции.
17 января 2012 года итальянский суд постановил поместить под домашний арест капитана лайнера Франческо Скеттино. Вместе с ним обвиняемыми по этому делу проходит старший помощник капитана Чиро Амброзио, а также четыре офицера судна и трое высокопоставленных сотрудников компании Costa Crociere, которой принадлежал лайнер. 5 июля 2012 года Франческо Скеттино был выпущен из под домашнего ареста, при условии, что он не может покидать город Мета-ди-Сорренто в провинции Неаполя, где находится его дом. 31 октября 2012 года бывший капитан затонувшего лайнера обратился в суд с просьбой вернуть ему полную свободу и разрешить покидать родной город, однако суд отказал.
3 января 2013 года в итальянском городке Торре-Аннунциана в провинции Неаполя начался судебный процесс по делу об увольнении бывшего капитана затонувшего лайнера Costa Concordia Франческо Скеттино.
Скеттино со своей стороны решил судиться с уволившей его в июле 2012 года компанией-судовладельцем Costa Crociere, требуя своего восстановления. Он считает, что был уволен несправедливо. При этом причиной увольнения стало не только внутреннее дисциплинарное расследование обстоятельств трагедии, но и засвидетельствованные пассажирами лайнера нарушения со стороны капитана трудового договора и кодекса мореплавания. Например, употребление алкоголя за час до трагедии.
Сразу после крушения лайнера экологи выразили обеспокоенность возможным загрязнением окружающей среды, так как в баках затонувшего судна находилось 2,4 тысячи тонн горючего, однако в марте 2012 года водолазы успешно завершили работы по откачке более 2 тысяч тонн топлива и нечистот с затонувшего итальянского лайнера.
По данным СМИ, на затонувшем лайнере Costa Concordia действовали мародеры, которые разграбили затопленную часть судна. Первой вещью, похищенной с Costa Concordia, стал судовой колокол. Рында, которая весила несколько десятков килограммов, была похищена неизвестными в 15 марта 2012 года с глубины около восьми метров. Кроме того, мародеры-аквалангисты украли украшения и часы, которые остались лежать в витринах магазинов лайнера. С судна также пропали картины, настенные часы и некоторая мебель.
В апреле 2012 года стало известно, что американская компания Titan Salvage осуществит операцию по подъему затонувшего близ итальянского побережья круизного лайнера Costa Concordia. Работы начались в начале мая 2012 года и должны были занять около 12 месяцев, однако в конце декабря 2012 года администрация области Тоскана заявила, что лайнер будет отбуксирован с места крушения у острова Джильо не ранее сентября 2013 года. В настоящее время подготовкой лайнера к отбуксировке занимаются 400 специалистов, которые работают без выходных — они живут на установленной рядом специальной платформе.