МОСКВА, 24 янв - РИА Новости. ОАО "Ванинский морской торговый порт" должно было получить одного неоспоримого хозяина еще в начале декабря прошлого года – тогда структура ОАО "Мечел"
Порт Ванино входит в пятерку крупнейших морских портов России на Дальнем Востоке и в десятку - по стране. Грузооборот компании в 2011 году составил 5,9 миллиона тонн, в первом полугодии текущего года – 2,738 миллиона тонн. Глубина у причалов позволяет принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 тысяч тонн. Порт обрабатывает уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руду, контейнеры, автотехнику. Структуре En+ Group Олега Дерипаски принадлежит 21,64% голосующих акций порта Ванино (28,12% уставного капитала).
Представитель компании - участника рынка перевозок, знакомый с ситуацией, сообщил агентству "Прайм", что, несмотря на продажу акций новым структурам, "Мечел" ведет переговоры с En+ о выкупе доли его доли в порту.
ПУТАНИЦА В ПОКАЗАНИЯХ
Приватизация порта "Ванино" была одним из самых ожидаемых событий прошлого года – за порт боролись такие компании, как "Сибуглемет", UCL Holding, СУЭК и En+ Group. "Мечел" участвовал в приватизации через структуру "Мечел–Транс", однако после покупки порта менеджмент "Мечела" уточнил – компания выступила во главе консорциума отечественных и зарубежных инвесторов. Имена и интерес инвесторов в порту не назывались. "Мечел" заверил рынок, что намерен управлять "Ванино" самостоятельно. Позднее инвесторов назвал порт. Судя по документам "Ванино", его акционерами стали три кипрских офшора - "Оперн Трейд Лимитед", "Седмино Инвестментс Лимитед" и "Травине Трейдинг Лимитед", компании получили право распоряжаться по 23,68% обыкновенных акций порта c 16 января 2013 года.
Эти фирмы никак не связаны с "Мечелом", заявили агентству "Прайм" в пресс-службе компании.
Как сообщил агентству "Прайм" начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, информацию, касающуюся новых акционеров "Ванино", ведомство уже запросило у порта и у "Мечела". Ответа ФАС ожидает в середине февраля – только тогда можно будет сделать выводы о правомерности сделок, подчеркнул он.
"Закон не делает исключения, кипрская компания, американская или российская - при превышении 20%-й доли надо подавать ходатайство. Мы никаких больше ходатайств по "Ванино" после его покупки "Мечелом" не получали", - добавил он.
Начальник управления контроля иностранных инвестиций ФАС Армен Ханян отметил, что данная ситуация требует дополнительной проработки. На вопрос, могут ли инвесторы, в том числе, иностранные, приобретать акции стратегического порта, он добавил: инвесторы должны получать разрешение в том случае, если сделка способствует установлению контроля над российской компанией.
"Я не в курсе деталей, но мне известно, что ФАС отправил "Мечелу" запрос о сделке. После того, как компания предоставит информацию, ФАС проанализирует ее и представит предложения в правительство", - прокомментировал ситуацию агентству "Прайм" вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
В свою очередь президент РЖД Владимир Якунин сообщил агентству "Прайм", что интерес железнодорожной компании к "Ванино" заключается не столько во владении имуществом, сколько в создании совместных структур управления.
"Мы забыли, что из себя представляет "Ванино". Это маленький порт со скромными показателями, и приобрести его – немногим лучше, чем купить терминалы на Азовском море", - считает глава агентства "InfraNews" Алексей Безбородов. По его мнению, ситуация с акционерами так или иначе разрешится сама собой - а разговоры вокруг "Ванино" продолжаются только потому, что их искусственно стимулируют.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАНЕВР
Аналитики, опрошенные агентством "Прайм" считают, что "Мечелу" не столько важно обладать акциями порта, сколько иметь в порту доступные мощности для перевалки. А инвесторов могли завлечь проектом по развитию порта и увеличению его мощностей.
Так, по мнению аналитика RMG Андрея Третельникова, "Мечел" предложил инвесторам развить порт, увеличив его выгодность – в таком случае инвестиции не кажутся алогичными, а "Мечел" получает доступ к морю.
Ранее компания сообщала, что уже начала обрабатывать суда своими грузами.
По словам управляющего южной дирекцией юридической фирмы Vegas Lex Максима Григорьева, сохранить за компанией право управлять активом без владения его контрольным пакетом можно на основании договора - это может быть доверительное управление, соглашение акционеров, простое товарищество, какой угодно другой вариант.
"На практике фактическую подконтрольность иногда даже оформляют посредством особых положений кредитных соглашений, договоров займа, залога, агентирования, подряда и прочее. Также законодательство предусматривает возможность закрепления особых "подконтрольно-управленческих" положений в учредительных документах контролирующего и контролируемого лиц", – поясняет эксперт.
А КАК ЖЕ АКЦИОНЕРЫ?
По словам Григорьева, компания, приобретая крупный пакет акций, в зависимости от некоторых обстоятельств может их перепродать, не объявляя оферты. "Легитимность такой сделки будет зависеть от ее структуры, конкретных условий, ее сторон, позиции компетентных надзорных государственных органов и иных акционеров порта", - пояснил юрист.
При этом заинтересованные лица могут подать иск. "При совокупности некоторых условий не исключено успешное оспаривание сделки в суде, либо взыскание убытков за отсутствие оферты", - добавил Григорьев.