По мнению участников рынка, опрошенных агентством "Прайм", решение ЦБ РФ, в частности, обусловлено предстоящим созданием мегарегулятора в РФ.
ОФБУ являются формой коллективных инвестиций аналогично ПИФам, при которой деньги пайщиков собираются в один фонд и затем инвестируются на финансовом рынке. Учредителями и управляющими ОФБУ являются банки. При этом инвестиционная декларация банковских фондов довольно широка – средства ОФБУ можно вкладывать и в иностранную валюту, и в драгметаллы, и в производные ценные бумаги.
По состоянию на начало 2013 года совокупная сумма чистых активов (СЧА) ОФБУ, по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, составила 3,4 миллиарда рублей, снизившись за последний год в 1,6 раза, за два года – в 2,2 раза, а за последние пять лет - в 5 раз. Правда, до кризиса 2008 года количество ОФБУ было примерно в 5 раз больше, чем сейчас.
КОНЕЦ ОФБУ
Центробанк весной 2012 года опубликовал письмо, в соответствии с которым с 1 января 2013 года прекращается действие инструкции регулятора от 2 июля 1997 года N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ". Именно эта инструкция на протяжении 15 лет являлась единственным нормативным документом, регулировавшим деятельность ОФБУ.
В соответствии с решением ЦБ РФ, банкам с 2013 года запрещено создавать новые ОФБУ. И хотя в письме ЦБ говорится, что прекращение действия 63-й инструкции не влияет на действительность уже заключенных договоров доверительного управления, фактически это означает, что действующие ОФБУ должны доработать до окончания действия договоров и закрыться. При этом ЦБ предложил банкам обратиться в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая является главным регулятором на рынке доверительного управления.
"Обращаем внимание, что в рамках полномочий по регулированию профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ФСФР издан порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами", - говорится в письме ЦБ РФ.
Проблема заключается в том, что банк не может прийти в ФСФР с ОФБУ и передать ей на регулирование свои фонды. Кредитным организациям сначала нужно прекратить деятельность ОФБУ, а затем создать собственную управляющую компанию.
ЦБ СДАЛСЯ
Когда в 1996 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) готовила законодательство по ПИФам, ЦБ РФ решил создать альтернативный продукт для банков - ОФБУ. При этом законодательство по ПИФам на протяжении ряда лет расширялось и совершенствовалось, а нормативная база по ОФБУ сводилась к одной-единственной 63-й инструкции ЦБ.
В 2007 году ФСФР выдвинула требование о том, чтобы на рынке осталась только одна форма коллективных инвестиций – ПИФы, мотивируя это тем, что рынок ОФБУ очень рискованный. Между ФСФР, Центробанком и участниками рынка шла долгая дискуссия. ЦБ просил каким-то образом сохранить ОФБУ, сделать этот продукт исключительно для квалифицированных инвесторов. В противном случае клиенты ОФБУ уйдут в офшоры, так как по сути ОФБУ – это русский хедж-фонд, который может делать все то, что написано в его инвестиционной декларации.
В итоге ЦБ сдался и в прошлом году опубликовал письмо, фактически отказавшись от регулирования рынка ОФБУ. "Как мы понимаем, видимо, ЦБ перестал сопротивляться, когда стало очевидно, что будет создан мегарегулятор", - говорит один из участников рынка.
Первый вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков также считает, что это логично в связи с созданием в России мегарегулятора финансовых рынков. Он оценивает решение ЦБ как "разумное и цивилизованное". "Я считаю, что переход регулирования рынка коллективных инвестиций к одному ведомству происходит в очень цивилизованной форме", - отметил Милюков.
КОМУ НУЖНЫ БАНКОВСКИЕ ФОНДЫ
В свое время многие банки пошли по пути создания ОФБУ: это требовало меньших издержек по сравнению с ПИФами, все операции проходят внутри банка, для управления фондами не требуется создание и поддержание дополнительной инфраструктуры.
Теперь банкам, которые захотят по-прежнему предлагать клиентам инвестиционные фонды, придется увеличить свои издержки путем создания управляющей компании (УК).
Правда, большинство банков за эти годы обзавелись собственными УК, поэтому проблема закрытия рынка ОФБУ стоит перед небольшим количеством кредитных организаций. Так, из 25 банков, имеющих хотя бы один ОФБУ, реально работает на рынке порядка 10. Из них некоторые входят в холдинги, в составе которых есть управляющая компания, в том числе Газпромбанк, "Петрокоммерц"
Наиболее остро проблема стоит перед банком "Зенит" , который является крупнейшим на рынке ОФБУ. По состоянию на конец 2012 года сумма чистых активов фондов "Зенита" составила 1,8 миллиарда рублей, или более половины совокупной СЧА всех ОФБУ, работающих на рынке. Кроме того, нет своей УК у Абсолют банка , М2М Прайвет банка, банка "Центрокредит" и некоторых других.
"По существующему законодательству, банк не может получить лицензию ФСФР на управление ПИФами. Если бы это было возможно, мы давно бы это сделали", - говорит заместитель начальника инвестиционного департамента банка "Зенит" Сергей Матюшин.
По его словам, многие банки уже сейчас находятся в высокой степени готовности к созданию или приобретению управляющей компании и ПИФов, и возможно, "к лету мы увидим новые имена и фонды на рынке коллективных инвестиций".
ЕСТЬ ЛИ АЛЬТЕРНАТИВА
Оставшиеся банки будут принимать решение индивидуально. Представитель М2М Прайвет банка сообщил "Прайму", что собственной управляющей компании у банка нет, и ее создание не планируется. В банке "Зенит" не сообщили о планах по созданию управляющей компании, однако, по словам участников рынка, у него нет другого выхода.
"Мы будем принимать решения исключительно при появлении официальных разъяснений о дальнейшем функционировании ОФБУ от ФСФР", - сказал начальник отдела доверительного управления Абсолют банка Иван Фоменко.
Однако от ФСФР вряд ли стоит ждать каких-то разъяснений, так как ведомство никогда не курировало этот рынок. "ФСФР можно понять: так как служба не принимала участия в создании ОФБУ, поэтому и не хочет включаться в их регулирование", - говорит один из участников рынка.
При этом ЦБ не снимает с себя ответственности за рынок банковских фондов. "Банк России должен контролировать соблюдение всех обязательств", - говорит представитель ЦБ, отмечая, однако, что при возникновении конфликтов клиента и банка во многих случаях разобраться может только суд. "В случаях с ОФБУ не помню ситуаций нарушения денежных обязательств при платежеспособности банка", - добавил чиновник.
В то же время сами участники рынка считают, что риски доверительного управления лежат исключительно на совести самого управляющего, поэтому при наличии квалифицированных кадров инвесторам не стоит беспокоиться за свои вложенные средства.
НОВЫЕ ПРОДУКТЫ
Большинство участников рынка ОФБУ, тем не менее, не видят серьезной проблемы в закрытии рынка ОФБУ и уже активно готовят новые продукты для клиентов.
"ОФБУ - далеко не единственный способ реализации инвестиционной стратегии. Мы будем предлагать нашим клиентам альтернативы – ПИФы, счета доверительного управления", - говорит Милюков из Газпромбанка.
При этом он выразил надежду, что к тому времени, как ОФБУ перестанут существовать, будут внесены изменения в законодательство по ПИФам, предоставляющие, например, фондам возможность привлекать кредиты, а также ускоряющие процесс создания и ликвидации фонда. В настоящее время они занимают месяцы, отметил Милюков.
"Заменой ОФБУ, безусловно, могут быть ПИФы, для управления которыми нужна управляющая компания. Учитывая специфику нашего банка (банк не является розничным), альтернативой ОФБУ могут быть индивидуальные договора ДУ, управляемые по идентичным стратегиям", - сообщили агентству "Прайм" в М2М Прайвет банке.
Банк "Петрокоммерц" уже разработал ряд весьма привлекательных предложений для клиентов, выходящих из фондов. По словам заместителя директора департамента операций на финансовых рынках "Петрокоммерца" Алексея Веселова, вопрос о сворачивании деятельности ОФБУ – это вопрос о готовности банков, управляющих ОФБУ, и их клиентов нести регуляторные риски. "То есть банки, которые не смогут предложить своим клиентам альтернативные понятные и привлекательные финансовые продукты, скорее всего, потеряют своих клиентов", - отметил Веселов.
СРОКИ
Как правило, у каждого ОФБУ есть срок, в течение которого действует договор доверительного управления. У большинства фондов он ограничен пятью годами.
По словам Милюкова, сроки действия большинства ОФБУ Газпромбанка истекают в течение ближайших трех лет. "Мы будем следовать инструкциям Центрального банка. В соответствии с правилами фонда ОФБУ будут прекращать свое существование по истечении срока действия правил", - сказал Милюков.
В то же время начальник отдела доверительного управления Абсолют банка Иван Фоменко сообщил, что фонды банка - бессрочные. "Мы не планируем завершать их деятельность, так как официального требования о необходимости принять меры по прекращению работы ОФБУ нам не поступало. Действующие фонды будут функционировать до тех пор, пока ими пользуется хотя бы один клиент", - сказал он.
В М2М Прайвет банке фонды созданы также на неограниченный срок. "Соответственно, фонды прекратят свое действие при погашении паев всеми клиентами или указания регулятора на необходимость прекратить деятельность фондов", - сообщил представитель банка.
Один из участников рынка ОФБУ при этом отметил, что многое зависит от того, в какие сроки были приобретены паи ОФБУ клиентами. "Если это произошло накануне кризиса 2008 года, то есть паи были куплены по максимальной цене, то клиенты могут понести большие убытки", - сказал он, добавив, что они будут стараться вывести каждого клиента "в ноль", и только после этого закрывать деятельность фонда.
При этом, если хотя бы один клиент не соглашается с выходом из фонда, ОФБУ не закроется. Правда, управляющие понимают, что при желании можно убедить клиента и предоставить ему альтернативные способы инвестирования.
"С регулятором шутки плохи, можно нарваться на жесткое отношение", - резюмировал один из участников рынка ОФБУ.
Елена Елина, Прайм