Делегация Кипра со среды проводит в Москве переговоры с российской стороной, предлагая доли в банках и нефтегазовых месторождениях в обмен на срочную помощь. Во вторник парламент Кипра отказался одобрить предложение стран еврозоны о введении "налога" на банковские вклады в обмен на предоставление 10 миллиардов евро.
На это канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что Кипр должен выступить с альтернативным предложением. Евросоюз настаивает, чтобы Кипр нашел 5,8 миллиарда евро дополнительно к помощи от ЕС, а также снизил соотношение активов банковского сектора к ВВП с нынешних почти 700% до среднеевропейского уровня 354% ВВП.
Кипрские банки остаются закрытыми до 26 марта, а правительство заявило о возможности введения ограничений на движение капитала. ЕЦБ уже заявил, что после 25 марта будет предоставлять ликвидность банкам Кипра только в случае утверждения программы их поддержки, согласованной с ЕС и МВФ.
Ниже приводятся сценарии возможного развития событий на Кипре и их последствия для российских граждан, компаний и банков.
ДЕФОЛТ И ВЫХОД ИЗ ЕВРОЗОНЫ
Если кипрские власти не смогут предложить альтернативный план, который удовлетворит Европейский союз, а переговоры в Москве закончатся провалом, то страна окажется перед реальной угрозой дефолта и выхода из еврозоны, где Кипр изначально оказался благодаря активным усилиям своего союзника Греции. Дефолт приведет к коллапсу банковской системы Кипра, потере Кипром роли глобального офшорного центра, а также усилит кризисные явления в еврозоне.
Несмотря на небольшие размеры экономики Кипра, ВВП которого составляет только 0,2% от европейского, выход острова из еврозоны создаст опасный прецедент, усилив опасения, что валютное объединение покинут и другие страны, находящиеся в рисковой зоне.
В этом случае российские клиенты кипрских банков потеряют все свои вклады, а российские компании, работающие через Кипр, столкнутся с существенными издержками по реструктуризации даже в том случае, если они не хранили свободные деньги на кипрских счетах. Агентство Moody's оценивает депозиты российских граждан и компаний на Кипре в 19 миллиардов долларов. Российские банки, чьи риски на Кипре оцениваются в 40-50 миллиардов евро, будут вынуждены списать убытки и, возможно, обратиться за помощью к государству.
СОГЛАШЕНИЕ С РОССИЕЙ
После отказа парламента одобрить план стран еврозоны, кипрские чиновники повернулись к России как к самому вероятному спасителю, который мог бы вытащить страну из долговой ямы. При этом получить от России полную сумму, необходимую для закрытия дыры в бюджете и рекапитализации банковской системы, Кипр не рассчитывает. Его альтернативный план предусматривает национализацию пенсионных фондов, принадлежащих государственных компаниям, что может дать стране от 2 до 3 миллиардов евро.
Остаток средств Кипр надеется получить от России в обмен на доли в кипрских банках. Кроме этого, Кипр может предложить кредиторам газовые месторождения, чьи запасы оцениваются в 8 триллионов кубометров.
Одним из условий соглашения с Россией, возможно, станет доступ российских контрольных органов к данным по бенефициарам компаний, зарегистрированных на Кипре, что приведет к исходу российских компаний из этого офшорного рая. Одностороннее соглашение с РФ вызовет недовольство в ЕС, который уже давно обеспокоен растущим влиянием России на Кипре, и приведет к прекращению вливаний ЕЦБ в кипрский банковский сектор.
Даже в случае благоприятного разрешения кипрского кризиса с помощью российских денег, Кипр не станет активно сокращать долг и размер банковского сектора, что приведет к повторению кризиса в дальнейшем.
СОГЛАШЕНИЕ С ЕВРОСОЮЗОМ
Правительство Кипра также может вернуться к первоначальному сценарию "налога" на вклады, однако на этот раз списание коснется только сумм, превышающих 100 тысяч евро, и будет меньше ранее предложенных 9,9%. Помимо этого новый план предусматривает создание "хорошего" и "плохого" банков. В "хороший" будут переведены депозиты до 100 тысяч евро и обслуживаемые кредиты, а в "плохой" - более крупные депозиты и необслуживаемые кредиты. Цель этой меры - провести санацию "плохого" банка в течение шести месяцев.
Помимо этого предполагается собрать 3 миллиарда евро из страховых фондов и продать Cyprus Popular Bank, вторую по величине банковскую группу Кипра, работающую под брендом Laiki. От продажи банка власти намерены выручить 3 миллиарда евро.
В случае, если Кипр договорится с Евросоюзом о предоставлении помощи на компромиссных условиях, дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько последователен будет ЕС в отстаивании мер, связанных с сокращением государственного долга и реструктуризацией банковского сектора. В противном случае кризис примет отложенный характер. Одним из условий такого соглашения, скорее всего, будет требование большей прозрачности экономики Кипра и раскрытия бенефициаров компаний.
Скорее всего, европейские регуляторы также получат доступ к данным о транзакциях между российскими компаниями и их материнскими структурами на Кипре. Заключив одностороннее соглашение с ЕС, Кипр испортит отношения Россией и навсегда потеряет свою роль офшорного центра для российских компаний.
СОГЛАШЕНИЕ И С РОССИЕЙ, И С ЕВРОСОЮЗОМ
Существует вариант, что Кипру удастся получить помощь и от Евросоюза, и от России. Однако для этого политикам островного государства придется проявить недюжинные дипломатические способности и изобретательность.
Уже сейчас противоречия между основными потенциальными кредиторами Кипра - Россией и Евросоюзом - проявились в полной мере. Меркель сказала, что Кипр должен разговаривать только с ЕС, ЕЦБ и МВФ, в то время как премьер-министр Дмитрий Медведев сравнил Евросоюз со "слоном в посудной лавке".
Медведев уже пригрозил денонсацией договора об избежании двойного налогообложения с Кипром, что приведет к массовому исходу российских компаний с острова и нанесет еще один удар по экономике страны. Компании понесут издержки, связанные с переносом деятельности в другие юрисдикции.
Таким образом, Кипр, пытаясь играть на противоречиях между кредиторами, рискует окончательно испортить отношения и с Россией, и с Евросоюзом, и не получить ничего.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
В то же время Кипр многое может сделать и своими силами, без кредитов от России и/или ЕС. Многие экономисты и аналитики уже озаботились составлением сценариев, которые помогли бы Кипру спастись от дефолта и оздоровить банковскую систему.
Экономисты Ли Букхейт и Миту Гулати в работе "Уходя с Кипра", опубликованной на этой неделе, предложили план, который широко обсуждается экспертами в сети. Идея такова: не облагать налогом депозиты ниже 100 тысяч евро, а вклады свыше этой суммы заморозить и обменять на торгуемые пятилетние сертификаты с выплатой процентов, обеспеченных будущими доходами от эксплуатации газовых месторождений.
Экономисты также предлагают продлить сроки погашения текущих кипрских государственных облигаций, что сократит необходимую сумму помощи до 6 миллиардов евро. Достоинством этого плана считается обстоятельство, что разрешение кризиса не будет зависеть от крупных кредиторов, которые могут выставить политические требования.
В свою очередь экс-глава ЦБ РФ, а ныне председатель набсовета ВТБ
Экс-глава ЦБ РФ полагает, что властям Кипра следует создать собственный резервный фонд для проведения реструктуризации банковской системы, куда должны быть включены 10 миллиардов евро помощи от Еврогруппы. Владельцы банков, которые заявят о готовности выполнять свои обязательства перед вкладчиками и другими кредиторами, будут обязаны предоставить гарантии безотлагательного укрепления капиталов банков.
Глеб Брянский, Прайм