МОСКВА, 4 апр - Прайм. Игорь Сечин, менее чем за год создавший из "Роснефти"
"Учитывая колоссальную ресурсную базу, которой обладает "Роснефть", газовый бизнес является одним из ключевых направлений в работе компании. Основные направления развития газовой стратегии "Роснефти" лежат в зоне соприкосновения ресурсных возможностей самой "Роснефти", ее газовых активов и совместных проектов с участием других игроков газового рынка, в частности "Итеры", - сказал агентству "Прайм" представитель компании.
СВОЯ РУКА ВЛАДЫКА
На этой неделе первый вице-президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов был назначен генеральным директором - председателем правления нефтегазовой компании (НГК) "Итера", 51% которой с августа прошлого года принадлежит "Роснефти". Неделей ранее Сечин сообщал, что компания усиливает блок по развитию газовых проектов, которые будут консолидироваться под руководством Худайнатова. А в ноябре он не исключал, что "Итера" может стать оператором всех газовых активов крупнейшей российской нефтяной компании.
"Учитывая то, что "Роснефть" является держателем контрольного пакета акций в СП с "Итерой", то можно говорить о разных вариантах функционального взаимодействия и структурного построения механизмов реализации газовой стратегии "Роснефти", - сказал в четверг "Прайму" представитель компании.
В феврале 2012 года "Роснефть" и "Итера" заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого компании совместно работают на газовых активах группы "Итера" и принадлежащих "Роснефти" месторождениях Кынско-Часельской группы. В дальнейшем планировалась передача в совместную компанию других газовых активов "Роснефти".
"Главной задачей, которую сегодня ставят перед собой партнеры по совместному предприятию "Роснефть" и "Итера", - создание флагмана российского рынка природного газа. Сейчас, благодаря масштабу бизнеса НК "Роснефть" и знанию рынка газа командой НГК "Итера", у нас есть все возможности и ресурсы для достижения поставленной цели", - сказал после назначения нового главы "Итеры" ее совладелец Игорь Макаров, возглавивший совет директоров НГК.
По классификации SEC запасы газа "Роснефти" по итогам прошлого года выросли в 1,3 раза - до 753 миллиардов кубометров, в основном за счет приобретения месторождений "Итеры". Кроме того, компания DeGolyer & MacNaughton провела аудит ресурсов "Роснефти", которые в 1,5 раза превысили уровень конца 2011 года и достигли 964 миллиардов кубометров газа. Рост связан в основном с получением лицензий на участки шельфа Баренцева и Печорского морей.
ТРИ ВОЛШЕБНЫХ БУКВЫ - СПГ
Именно серьезные ресурсы газа на шельфе заставили "Роснефть" открыто включиться в борьбу за демонополизацию экспорта газа. В феврале на заседании президентской комиссии по ТЭК глава "Роснефти" впервые открыто попросил о либерализации экспорта СПГ, заявив, что почти половина ресурсов компании на шельфе приходится на газ, а это порядка 21 триллиона кубометров, и по закону она обязана его добыть.
"Роснефть" предлагает разрешить экспорт СПГ с месторождений, расположенных частично или полностью в границах морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в Азовском море, а также на полуостровах Ямал и Гыдан в ЯНАО. Именно на этих полуостровах работает автор идеи либерализации экспорта СПГ - крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭК
Сечин пообещал, что предлагаемая либерализация экспорта СПГ не нанесет ущерба интересам "Газпрома", так как поставки будут снабжать принципиально другие рынки - Азиатско-Тихоокеанского региона, а если туда не придет российский газ, то их займут другие игроки. На рынки АТР давно собирался выйти "Газпром", но, видимо из-за отсутствия конкуренции, он был слишком нетороплив, в чем его неоднократно упрекали эксперты.
"Роснефть" же, похоже, напротив настроена на быстрый результат. В частности, на этой неделе Сечин сообщил, что компания и американская ExxonMobil обсуждают возможность строительства завода по сжижению газа в рамках проекта Point Thomson на Аляске для поставок в страны АТР, спрос на СПГ в которых к 2018 году почти удвоится. Также "Роснефть" и Exxon изучают возможность строительства завода СПГ на Сахалине, по словам Сечина, чтобы заходить на рынок АТР не только с ресурсами Exxon на Аляске, но также и с ресурсами сахалинских месторождений "Роснефти".
В начале марта Сечин говорил, что компания уже приступила к переговорам с потенциальными заинтересованными потребителями о будущих поставках СПГ. Незадолго до этого он провел переговоры в Китае, Японии и Южной Корее, где в том числе обсуждал и сотрудничество в сфере СПГ.
ЕВРОПА ПРЕТКНОВЕНИЯ?
Впрочем еще в феврале президент РФ Владимир Путин заподозрил главу "Роснефти" в лукавстве и выразил опасения, что газ "Роснефти" все-таки попадет на спотовый рынок Европы.
Замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что перспективы либерализации экспорта газа из России напрямую связаны с тем, найдут ли лоббисты этой темы адекватное экономическое и политическое обоснование для главы государства.
"На мой взгляд, риски здесь очень высоки. Предлагаемые в настоящее время проекты и идеи в акватории арктических морей будут так или иначе ориентированы на рынок Европы, создавая дополнительное давление на рыночные позиции "Газпрома". Учитывая, что государство освободило "Ямал СПГ" от НДПИ и экспортной пошлины, и другие СПГ-проекты тоже потребуют существенных преференций, вытеснение трубопроводного российского газа российским же сжиженным газом приведет к прямым потерям бюджета", - считает эксперт.
По его оценке, при цене 400 долларов за тысячу кубометров поставка каждой тонны СПГ изымет из госказны 156 долларов. Планируемая мощность завода НОВАТЭКа на Ямале - 16,5 миллиона тонн. "Даже половина этого газа в Европе означает потерю бюджетом 1,2 миллиарда долларов. Не говоря уже о том, что "Газпром" по поручению руководства страны строит фактически новую дорогостоящую систему трубопроводных поставок в Европу в обход традиционного советского маршрута, который отошел Украине", - отмечает он.
ШЕЛЬФ РАЗДОРА
В середине марта выяснилось, что конфликт между "Роснефтью" и "Газпромом" есть и по поводу распределения участков российского шельфа. Правительство на совещании в январе предварительно одобрило выдачу "Роснефти" и "Газпрому" лицензий на 12 и 17 участков арктического шельфа соответственно. "Роснефть" свои участки получила и уже даже привлекла к разработке семи из них зарубежного партнера - американскую ExxonMobil. Однако позднее "Роснефть" подала заявки еще на восемь участков, в том числе на три из тех, что должны быть переданы "Газпрому". В качестве аргумента "Роснефть" указала, что "Газпром" не имеет намерений самостоятельно разрабатывать ряд месторождений, планируя передать права на них "Газпром нефти".
Как говорил замглавы Минприроды Денис Храмов, спорные участки находятся в Карском и Восточно-Сибирском морях. Министр природных ресурсов Сергей Донской сначала сказал, что "Газпрому" должны быть переданы те участки на арктическом шельфе, которые содержат перспективные месторождения газа, однако в марте свое мнение изменил: компании должны договориться между собой.
Сечин же заявил, что "Роснефть" обладает необходимой компетенцией и партнерами для добычи как нефти, так и газа на шельфе. Он отметил, что все месторождения на шельфе являются нефтегазовыми, нет жесткого разделения по ресурсам. "Это углеводородные месторождения, и мы в соответствии с обязательствами должны добывать все ресурсы. Мы не можем добыть что-то одно: надо работать и по нефти, и по газу", - сказал глава "Роснефти".
ГАЗ В МОТОРЫ
В своем наступлении на "Газпром" "Роснефть" задействовала все направления, в том числе и одну из любимых тем газового холдинга – газомоторное топливо. В четверг "Роснефть" и компания "Русские машины" Олега Дерипаски договорились о сотрудничестве в области производства и реализации газомоторного топлива в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае, а также на основных автомагистралях европейского направления.
"До середины апреля будет создана специальная рабочая группа из представителей "Роснефти" и "Русских машин". В компетенции группы будет находиться выработка концептуальной модели реализации проекта, а также поэтапное выполнение календарного плана работ. Сроки очень сжатые. Предстоит много работы", - рассказал представитель "Роснефти".
"Роснефть" рассмотрит возможность предоставления на своих АЗС мест для размещения газовых заправочных модулей, а также их обеспечения газом. "Русские машины" в свою очередь могут предоставить технические решения по модулям компримированного природного газа для АЗС "Роснефти" и ее "дочек" в рамках программы развития автотранспорта, работающего на газовом топливе.
"Мы подписали меморандум, который был подготовлен в кратчайшие сроки и предусматривает нашу работу по производству газомоторного топлива в стране на базе технологических решений, которые применяются "Русскими машинами". <...> Компания "Роснефть" в свою очередь обеспечит необходимым объемом топлива всех потребителей. <...> И потребители газомоторного топлива получат существенную экономию при эксплуатации этих автомобилей", - заявил Сечин.
Евгения Соколова, Прайм