В январе-феврале 2013 года экспорт газа из России в страны дальнего зарубежья снизился на 9,6% и составил 23 млрд куб. м, в то время как экспорт газа в страны СНГ сократился на 15,2%, до 11,5 млрд куб. м. В первом случае главной причиной сокращения экспортных поставок голубого топлива является сложная экономическая ситуация в регионе. В уменьшение экспорта в страны СНГ ощутимый вклад внесло сокращение потребления со стороны Украины. Страна не может позволить себе дорогой российский газ и даже прибегает к закупкам того же газпромовского газа у европейских компаний, цена для которых на 13-15% дешевле.
Не лучшим образом обстоят дела Газпрома и в России. Помимо сокращения доли внутреннего рынка из-за активного развития Новатэка и Роснефти, рост тарифа на газ для промышленных потребителей в 2013 году будет меньше, чем ожидалось. Цены на газ в 2013 году могут вырасти на 12%, а не на 15%, как было анонсировано ранее. Этот факт можно рассматривать в рамках возможной экспансивной политики ЦБ России в ближайшей перспективе. Таким образом, рост цен после снижения ставок будет более сдержанным. Что касается Газпрома, то, с одной стороны, меньший, чем ожидалось, рост тарифов на газ негативен для компании, выручка которой будет расти меньшими темпами. С другой стороны, возможно, что в связи с сокращением темпа роста тарифов меньшее количество промпотребителей откажется от услуг компании в пользу независимых производителей. Впрочем, учитывая, что последние предлагают газ по цене на 3-5% дешевле чем Газпром, то вероятность этого мала.
Самый существенный урон капитализации Газпрома нанесли неугомонные амбиции компании по расширению газотранспортных мощностей для экспорта сырья в Европу. Сразу после решения о создании консорциума для строительства третьей ветки итак недозагруженного Северного Потока стоимостью в $4 млрд, стало известно, что Газпром будет расширять трубопровод Ямал-Европа, ведущий в Европу через Белоруссию, что обойдется еще в $5 млрд. Неудивительно, что акции Газпрома существенно теряют в цене. Ведь эти новости означают рост капитальных затрат Газпрома в будущем, а значит, снижение свободного денежного потока акционеров компании. Нет сомнений, что на данный момент дополнительные газотранспортные мощности Газпрому ни к чему. В будущем же они также окажутся невостребованными.
Вероятно, создание консорциума по управлению украинской ГТС — единственная в обозримой перспективе новость, способная оказать поддержку акциям Газпрома. Согласно заявлениям министра энергетики Украины, на следующей неделе состоится встреча, на которой будет обсуждаться этот вопрос. Логично предположить, что в том случае, если Газпром будет на паритетной основе контролировать украинскую ГТС, пропускная мощность которой в европейском направлении составляет 140 млрд куб. м, необходимость в строительстве Южного Потока отпадет. Общие экспортные мощности Газпрома могут вырасти до 380 млрд куб. м в год. Для сравнения: в 2012 году экспорт составил немногим более 200 млрд куб. м. И если полного отказа от строительства Южного потока ожидать не стоит, то хотя бы появится вероятность сокращения капитальных затрат на него. Вместо планируемых $40 млрд инвестиции могут сократиться до $10-15 млрд, что даже с учетом затрат на модернизацию украинской ГТС в $5-7 млрд означает сокращение инвестпрограммы Газпрома. Пока же Газпром пытается принудить Украину поделить ГТС страны, и на фоне этого капитализация российской компании приносится в жертву. Надеюсь, она не станет бесполезной.
Целевая цена по акциям Газпрома — 157 руб.