МОСКВА, 8 апр - Прайм. Автомобильный рынок в России, показавший по итогам 2012 года рекордные 2,9 миллиона проданных новых машин (рост на 10,6%), в первом квартале 2013 года сохранился на уровне прошлого года – 617 тысяч легковых авто и LCV. По мнению автодилеров, рынок достиг своего пика, далее рынок ждет стагнация и борьба за клиента.
По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая сегодня раскрыла данные по продажам в первом квартале, продажи в марте упали на 4% - до 244,030 тысячи авто.
В январе-марте самым продаваемым брендом в РФ стали автомобили Lada, которых было реализовано 107,4 тысячи штук (падение на 2%), на втором месте Renault - 48 тысяч штук (рост на 22%), на третьем месте Kia – 41,7 тысячи штук (рост на 6%), на четвертом Hyundai – 40,7 тысячи штук (падение на 1%), затем Chevrolet – 36,406 тысячи штук (сокращение на 5%).
ГОТОВИМСЯ К СТАГНАЦИИ
"Можно сделать вывод, что российский авторынок достиг своего "апогея" – теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг", - делится мнением главный управляющий директор розничного подразделения "Рольф" Татьяна Луковецкая.
Несмотря на нулевой рост в первом квартале, продажи иномарок выросли на 2% - до 467,5 тысячи автомобилей. Вместе с тем продажи отечественных брендов в январе-марте текущего года снизились на 4% - до 149,2 тысячи авто.
Среди "антитрендов" первого квартала - бюджетные автомобили (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) и автомобили класса С. Так, продажи бюджетных автомобилей в январе-марте 2013 снизились на 9,5% - до 82,69 тысячи машин, реализация автомобилей класса С снизилась на 8,5% - до 116,8 тысячи авто.
"Снижается интерес к таким хитам, как Volkswagen Polo седан или Ford Focus. Дело в том, что в случае с Polo седан - модель, которая позиционировалась как недорогая, - за последнее время существенно возросла в цене. Можно предположить, что в ближайшее время расти продажи будут у тех брендов, которые смогут вовремя обновить свой модельный ряд и предложить конкурентоспособную цену за авто", - говорит директор дилерского центра Hyundai компании "Авилон" Михаил Жмаков.
Луковецкая считает, что снижение интереса к автомобилям бюджетного сегмента вызвано тем, что автомобили этого класса менее популярны в зимний период времени из-за их конструктивных особенностей – достаточно низкого клиренса. "Многие владельцы подержанных автомобилей ждут весны, чтобы начать дачный и отпускной сезон с новым автомобилем. Таким образом, мы предполагаем, что с наступлением весны, которая в этом году задержалась, продажи автомобилей бюджетного сегмента будут расти. Хорошую поддержку этому сегменту окажет выход на рынок новых моделей – нового Renault Logan, Skoda Rapid и Chevrolet Cobalt", - говорит она.
ВЫГОДНЫЙ СЕГМЕНТ
По мнению "Рольф", лидерами продаж в ближайшее время останутся кроссоверы. По итогам первого квартала 2013 года продажи кроссоверов (от Mini до Large) выросли на 26,2% - до 181,4 тысячи автомобиля. Доля рынка кроссоверов выросла на 7,7 процентного пункта – до 38,7%.
Вместе с тем продажи растут и в премиальном сегменте. Так, продажи автомобилей премиальных брендов в январе-марте выросли на 11% - до 42,26 тысячи автомобилей.
"Можно отметить, что потребительские предпочтения россиян меняются – покупатели выбирают кроссоверы как автомобили с высокими потребительскими качествами и ценой, сравнимой с топ-моделями массовых брендов, а также автомобили премиум-брендов по доступной цене", - говорит Луковецкая.
Ситуация с кроссоверами характерна для всей страны, рост продаж автомобилей премиум брендов характерен для Москвы и Санкт-Петербурга, а также ряда крупных российский городов. "Впрочем, с доступностью автокредитования и широким модельным рядом можно предположить, что автомобили премиум-брендов будут становиться все более популярными среди жителей менее крупных городов", - добавляет она.
Эксперт "Авилона" отмечает, что аномально снежные холодные и долгие зимы заставили клиентов обратить внимание на "паркетники".
"Их внедорожных качеств вполне хватит, чтобы справиться с заснеженными дорогами. Тем более в последнее время цены на них вполне приемлемые. В связи с этим в ближайшем будущем могут упасть продажи автомобилей "гольф" класса. Клиент предпочитает доплатить и купить автомобиль, подходящий для российских зим. Так, пользуется спросом новый Ford Kuga", – говорит Жмаков.
В январе-марте самой продаваемой моделью стала новая модель "АвтоВАЗа" - Lada Grаnta, с объемом продаж 37,17 тысячи автомобилей, на втором месте Hyundai Solaris – 25,38 тысячи авто (сокращение на 6%), на третьем KIA New Rio – 19,78 тысячи авто (рост на 8%), затем Lada Kalina - 19,538 тысячи авто (падение на 30%). Замыкает пятерку лидеров Renault Duster – 18,345 тысячи авто.