Московская биржа , первой вышедшая в этом году на IPO, и вошедшая в TOP-10 бирж по объему первичных размещений в первом квартале, возлагает большие надежды на второе полугодие. Получив вполне конкретные сигналы от государства, биржа ждет размещений акций в рамках приватизационных сделок, а также ведет работу по привлечению на отечественный фондовый рынок компаний с «российскими корнями».
О том, какой может стать осень для российского фондового рынка в интервью агентству "Прайм" рассказал председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев. Беседовала Наталья Копылова.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ОЖИВИТ ФОНДОВЫЙ РЫНОК
Вопрос: На Биржевом форуме 2013 глава Росимущества Ольга Дергунова сообщила, что размещение акций «Алросы» в рамках приватизации может пройти на Московской бирже. Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов и другие представители Правительства говорили, что наша площадка готова к приватизационным сделкам. Какие перспективы в этом году видите вы?
Ответ: Я уверен в том, что приватизационные сделки будут проходить на Московской бирже. При этом, естественно,, такие решения должны принять сами эмитенты и их собственники. В большинстве случаев, приватизация - это по сути SPO, в ходе которого государство будет сокращать долю своего участия в компаниях. Я, безусловно, не могу поручиться за их готовность сделать это. Конечно, многое будет зависеть от ситуации на рынках, от возможной оценки компаний, от потребностей бюджета.
Вопрос: Какие страхи и реальные риски, на ваш взгляд, есть у государства и эмитентов по вопросу приватизации на Московской бирже?
Ответ: Такие решения должны приниматься на политическом уровне и государство, как собственник, должно принять решение. Есть мифический риск того, что размещение на российской площадке может пройти с неким дисконтом по сравнению с иностранными площадками. Этот риск нигде не доказан, но в головах он сидит, потому что инвестиционные банки на протяжении многих лет убеждали эмитентов, что это так. Западным инвестбанкирам привычно приводить компанию ближе к инвестору, ближе к покупателю.
Московская биржа, разместив свои акции на собственной площадке, показала, что IPO вполне можно проводить в России. Но этого пока недостаточно, нужно чтобы прошло еще одно IPO, второе, третье... Особенно важно, чтобы с размещением исключительно на российском рынке вышла такая компания, у которой в обращении на рынке уже есть акции, чтобы было что сравнивать. Потому что, например, сейчас сложно сказать - как была бы оценена Московская биржа, если бы разместилась на другой площадке. Мы этого не знаем, это сослагательное наклонение.
Вопрос: Какие приватизационные сделки могут быть успешны?
Ответ: Приватизация на московской площадке важна тем, что она способна оживить состояние российского фондового рынка в целом. Замечу, что проведение IPO и SPO на российской бирже - это одна из целей нынешней приватизации. Ведь у приватизации цели могут быть разные: у первой ваучерной приватизации была цель создать новый класс собственников в России, одновременно забрав часть предприятий и активов у государства. При всех сложностях и критике того, как это было проведено, цель была достигнута: в России появился новый класс собственников. Может быть еще такая цель приватизации, как пополнение госбюджета. Но, к счастью, в России, в отличие от ряда европейских стран, дефицит бюджета минимален и проведение приватизации с целью пополнения доходов государства не очень актуально.
Приватизация интересна тем, что она выводит на фондовый рынок имена, которые уже известны в бизнес сообществе. Именно такие сделки, на мой взгляд, могут иметь успех. Например, сейчас нет такой бумаги, как РЖД, хотя она имеет все шансы стать новой «голубой фишкой» на российском рынке.
ДВОЙНОЙ ЛИСТИНГ РЕАЛЕН
Вопрос: Каковы перспективы Московской биржи привлечь иностранных эмитентов на российский фондовый рынок в текущем году? Ранее речь шла об иностранных компаниях, с бизнесом и активами в России.
Ответ: Речь идет как о компаниях с бизнесом в России, так и о компаниях в полном смысле слова иностранных.
В первом случае мы говорим о листинге на Московской бирже компаний, имеющих российский бизнес. Это может быть двойной листинг, если они примут такое решение. Мы не говорим о российских депозитарных расписках (РДР), этот инструмент кажется нам довольно экзотическим.
Вопрос: Компании готовы к двойному листингу?
Ответ: Кто-то в большей степени готовности, кто-то в меньшей. Несколько листингов - это несколько правил, которые нужно соблюдать и выполнять. Это дополнительные расходы. Это цена, которую нужно платить. Вопрос - за что? Если компания видит, что у нее появляется доступ к интересному ликвидному рынку, тогда она понимает, что цена оправдана. Поэтому решение менеджмента прагматическое. Это не упрек компаниям-эмитентам, а скорее признание того, что без сильного внутреннего инвестора, российский рынок кому-то может оказаться не интересным.
Мы в свою очередь, на бирже, должны сделать так, чтобы заинтересовать эмитентов своей площадкой: показать обороты, наличие ликвидности и т.д. Мы в этом направлении работаем и я очень оптимистично настроен.
Вопрос: Сколько компаний ожидаете?
Ответ: Мы разговариваем с несколькими компаниями с «российскими корнями», которые имеют листинг, например, в Лондоне, но не имеют листинга на Московской бирже. В этом году мы ожидаем прихода некоторых из них.
В отношении второй группы эмитентов - иностранцев в чистом виде - говорить сложнее, потому что для листинга нужно заключить договор с эмитентом. Причем эмитент должен принять это решение на высшем уровне, что для иностранных «голубых фишек» сделать немного сложно.
Во-вторых, нашим инвесторам интересны в основном зарубежные топ-акции, такие, например, как «Майкрософт». А крупные эмитенты не очень заинтересованы в том, чтобы торговаться на относительно маленьком спросе и предложении где-то еще, кроме своих «родных» площадок. Потому что, например, в силу разницы во времени у нас, на российской бирже, может возникнуть по какой-то случайности некая котировка, которая может оказаться существенно ниже или выше той, которую ожидает весь основной рынок. Эта котировка может отразиться во всех системах до начала основных торгов в Нью-Йорке. А это потенциальные проблемы.
Вопрос: Ждете ли компании из стран СНГ, ближнего зарубежья?
Ответ: Мы ведем разговоры с некоторыми эмитентами из ближайшего зарубежья, они к нам, можно сказать, рвутся. Но это, конечно, пока не «Майкрософт», не «голубые фишки».
Параллельно мы работаем над условиями допуска на биржу иностранных торгуемых фондов (ETF). Мне кажется, это очень интересный и перспективный продукт. Биржа также планирует листинг зарубежных облигаций.