Лесной комплекс является одной из болевых точек российской экономики: управление хромает, условий для инвестиций нет, вопросы аренды, воспроизводства и охраны лесов должным образом не решены. Решать накопившиеся проблемы, возможно, будет уже министерство леса, о необходимости создания которого говорят и чиновники, и депутаты, и эксперты.
Вопросы повышения эффективности лесного комплекса предстоит рассмотреть в четверг в Улан-Удэ президиуму Госсовета РФ под председательством президента Владимира Путина.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Необходимость улучшения системы управления является одним из наиболее острых вопросов развития лесного комплекса. За 20 лет федеральное лесное законодательство менялось трижды: в 1990-е годы лесоуправление было децентрализовано и передано местным органам власти, затем функции по распоряжению лесным фондом отошли субъектам Федерации. В 2004 году управление лесами подняли на федеральный уровень. Нынешний Лесной кодекс в очередной раз передал функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом регионам.
Нестабильное положение и у самого федерального органа в сфере лесных отношении?. С 2000 года Федеральное агентство лесного хозяйства четыре раза меняло свое подчинение, переходя от Минприроды к Минсельхозу, затем в прямое подчинение правительству РФ, а затем снова к Минприроды.
В последнее время в СМИ активно обсуждалась тема создания министерства по возобновляемым ресурсам, которое в числе прочего занималось бы и вопросами лесов. Эксперты и чиновники и вовсе предлагают создать новое отдельное ведомство по лесному хозяйству либо расширить полномочия Рослесхоза.
Так, губернатор Новгородской области Сергей Митин, который руководил рабочей группой по подготовке к Госсовету, намерен предложить президенту создать министерство лесной промышленности. Представитель Рослесхоза Владимир Дмитриев также заявлял, что управлять лесным хозяйством должно самостоятельное министерство или ведомство, подчиняющееся напрямую правительству. Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) ООН, со своей стороны, рекомендовали создать в России структуру по мониторингу, прогнозированию и стимулированию спроса на лесопродукцию.
"Сегодня вся лесная переработка находится в одном министерстве, а все, что связано с лесоводством, с управлением, воспроизводством - во втором. Мы считаем, что все это надо объединять, делать серьезную структуру. Должно быть министерство леса, которое бы решало все эти вопросы комплексно", - заявил агентству "Прайм" глава комитета Госдумы по природным ресурсам Владимир Кашин.
По мнению академика РАЕН, директора НП СРО "Лесной союз" Виктора Грачева, необходимо сохранение органа власти на федеральном уровне в виде Рослесхоза, но с расширенными полномочиями. Агентство должно обеспечивать охрану и воспроизводство лесов, а также экономический анализ, обзор, мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней конъюнктуры рынка, считает "Лесной союз", направивший свои предложения к заседанию президиума Госсовета.
"Было бы очень полезно, если бы этот федеральный орган (Рослесхоз) имел подчинение непосредственно правительству РФ. Это полномочия по нормотворческой работе, полномочия по финансовому обеспечению, по научному и кадровому обеспечению, а также ответственность за пользование, охрану и воспроизводство лесов", - рассказал Грачев "Прайму" о предложениях союза.
БОРЬБА ЗА ИНВЕСТИЦИИ
Еще одной проблемой отрасли является низкая инвестиционная привлекательность. По оценкам экспертов, в строительство одного лесопромышленного комбината без инфраструктуры нужно вложить порядка 1 миллиарда долларов, а с инфраструктурой - втрое больше, при этом сроки окупаемости таких проектов могут составлять не одно десятилетие.
По оценкам ФАО ООН, если ежегодные инвестиции в лесной сектор увеличить в пять раз с текущего уровня в 2 миллиарда долларов, то производство круглого леса в России к 2030 году удвоится - со 143 миллионов кубометров в 2010 году более чем до 300 миллионов кубометров. При таком благоприятном сценарии производство продукции целлюлозно-бумажной промышленности должно вырасти с 7,7 миллиона тонн в 2010 году до 25,5 миллиона тонн в 2030 году, говорится в исследовании ФАО. Для этого необходимы радикальные улучшения инвестиционного климата РФ.
По мнению Грачева из "Лесного союза", необходимо определить несколько точек (площадок) инвестиционного развития, где следует подготовить инфраструктуру для крупных проектов - ЦБК стоимостью более 1 миллиарда долларов. Экономическое развитие отрасли обеспечивают технологии ЦБК, где перерабатывается вся биомасса древесины.
"Государство должно выступить для такого крупного проекта гарантом обеспечения инфраструктуры. Мы будем топтаться на месте до бесконечности, пока не решим этот принципиальный вопрос. Ни один инвестор не выложит миллиард долларов без гарантий государства", - считает Грачев. К этому должны подключиться и госбанки: инвесторам нужны гарантии долгосрочных кредитных ресурсов, добавил он.
О необходимости участия государства говорят и бизнесмены. "Любые инвестиционные проекты возможны только на основе долговременных, прозрачных и понятных всем участникам рынка правил игры, в которой государству обязательно придется взять на себя расходы по созданию социальной, транспортной инфраструктуры и формулировку тарифной политики в болезненных для промышленности сферах - энергетической и логистической", - сказал "Прайму" представитель группы "Инвестлеспром", объединяющей более 60 отраслевых предприятий.
Повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса также может способствовать переход на интенсивное лесопользование, считает директор по информации и общественным связям ОАО "Группа "Илим" Артем Савко. "Ведение лесного хозяйства при такой модели позволяет повысить на 50-100% объемы заготовки и переработки древесины без увеличения арендуемых площадей, увеличить лесной доход с единицы лесной площади, сократить затраты на заготовку и вывоз древесины", - сказал он.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
Эксперты говорят и о необходимости возрождения эффективного лесоустройства – как с точки привлечения инвестиций в лесную промышленность, так и с точки зрения экологии.
"Мы уже восемь лет как прекратили лесоустроительные работы, у нас отсутствуют точные таксационные и стоимостные описания лесных насаждений, которые являются основными критериями привлечения инвестиций. Без этого какой может быть разговор об инвестициях?" - отметил Грачев.
Со своей стороны, руководитель лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Елена Куликова считает, что очень важно отразить в решениях Госсовета "необходимость внедрения интенсивного устойчивого лесного хозяйства" в лесных регионах, которые уже начали испытывать дефицит лесных ресурсов из-за отсутствия грамотного восстановления лесов и ухода за ними.
"Наши предложения заключаются в том, чтобы на уже доступных лесных территориях, во вторичных лесах, выращивать лес, грамотно ухаживая за ним. Мы называем это "лесной огород"… При этом мы хотели бы подчеркнуть, что необходимо подходить к решению этого вопроса комплексно, а именно - не забывать о природоохранных задачах", - сказала Куликова.
По ее словам, необходима новая нормативная база, которая обеспечивала бы и развитие лесной промышленности, и охрану природы, в частности, сохранение лесных массивов и биоразнообразия.
Представители экологических организаций считают необходимым восстановление лесхозов, которые были уничтожены шесть лет назад с введением нового Лесного кодекса. "Но на то, чтобы восстановить разрушенное, нужно много денег, большие усилия и достаточно длительное время, потому что потеряны кадры... Мы очень рассчитываем, что (это решение) будет принято, но это будет первый очень маленький шажочек на пути к восстановлению лесного хозяйства", - сказал РИА Новости руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко.
Кроме того, экологи ждут принятия мер против "лесопожарной лжи", т.е систематического занижения данных о площади лесных пожаров в официальной отчетности. "Если будет принято решение о том, чтобы изменить подход к учету лесных пожаров, к статистике, к отчетности, ответственности регионов за предоставляемые данные, Рослесхоза, есть шанс, что в будущем это приведет к тому, что у нас будут считаться реально горящие площади", - отметил Ярошенко.
ЛЕС - В ЧАСТНЫЕ РУКИ?
По мнению ФАО, необходимы элементы реформирования прав собственности на земли лесного фонда. Сейчас всеми лесными федеральными законами закреплена монополия государственной собственности на такие земли, составляющие около 97% всей площади покрытых лесом земель.
Возможны несколько сценариев преобразовании?. Первый - передача части земель лесного фонда в собственность субъектов РФ. Речь идет о разграничении ответственности федеральных и региональных властей за управление лесами путем распределения земель лесного фонда между двумя собственниками по аналогии с тем, как это делается в странах с федеративным устройством (США, Германия и др.)
Второй сценарий - появление частных лесов. Действующим Лесным кодексом в этом направлении уже сделаны определенные шаги. "На очереди остается принятие политических решении? по приватизации лесов, которые должны быть тщательно подготовлены, при этом должны учитываться риски, способные привести к экономическим, экологическим и социальным потерям", - отмечается в исследовании ФАО.
Однако эксперты признают, что этот путь будет трудным для России, отчасти в силу исторически негативного восприятия частной собственности на природные блага – землю, лес, воду. Кроме того, государству придется сформировать эффективные институты власти, способные управлять частными лесами, обеспечивать поступление доходов в бюджет, защищать права собственников.
Глава комитета Госдумы по природным ресурсам категорически против идеи приватизации лесов. "Я считаю, что это недопустимо. И я думаю, что об этом невозможно сегодня вести речь. Я знаю мнение президента. Еще несколько лет назад у него в кабинете я задавал вопрос о том, как он относится к лесам в частной собственности, - он ответил, что категорически против. Это конституционное право каждого человека бывать в каждом уголке нашего любого урочества, и отбирать это право - это последнее дело. Даже при царе лес никогда не был в частной собственности", - сказал Кашин. По его мнению, приватизация лесов не будет обсуждаться на президиуме Госсовета.
ВОПРОСЫ АРЕНДЫ И БОРЬБА С "ЧЕРНЫМИ" ВЫРУБКАМИ
Представители РСПП предлагают ряд мер по совершенствованию механизмов аренды лесных участков и борьбе с незаконными вырубками.
В настоящее время Лесным кодексом предусмотрено, что арендатор, добросовестно исполнивший договор аренды лесного участка, имеет преимущественное право на заключение нового договора. По мнению же предпринимателей, добросовестный арендатор должен быть вправе продлить договор на тот же срок без аукциона, на основании своего заявления. Кроме того, необходимо определить точную, а не примерную, как сейчас, форму договора аренды, чтобы исключить конфликты и не создавать почву для коррупции.
По мнению предпринимателей, необходимо изменить и порядок пользования инфраструктурой на арендованных участках третьими лицами. Сейчас арендатор не может ограничивать коммерческое использование созданных им объектов инфраструктуры другими лицами. Бизнесмены предлагают ввести договора, предусматривающие возмещение затрат на создание и содержание инфраструктуры.
Кроме того, сейчас арендатор лесного участка не имеет никаких прав в отношении нарушителей. Предприниматели предлагают распространить на арендаторов нормы закона о частной и детективной деятельности в РФ, позволив им задерживать "черных лесорубов" и передавать их полиции. По мнению бизнес-сообщества, это поможет бороться с еще одной серьезной проблемой - незаконными вырубками леса.
РСПП также предлагает увеличить численность лесной охраны, хотя бы в самых потенциально криминогенных местах заготовок. Необходимо также обязательно указывать в договорах купли-продажи круглых лесоматериалов места их происхождения (заготовки), наименование лесозаготовителя и реквизиты разрешительных документов на заготовку древесины.
По официальным данным Рослесхоза, нелегальная заготовка в 2010 году составила около 1,3 миллиона кубометров - это менее 1% общего объема лесозаготовок в РФ, что соответствует лучшим мировым отраслевым стандартам. Между тем, по оценкам WWF России и Всемирного банка, до 20% заготовок в РФ (порядка 35 миллионов кубометров) имеет незаконное происхождение. Экономический ущерб России от незаконного оборота древесины может достигать от 13 до 30 миллиардов рублей в год.
Дарья Станиславец, Прайм