МОСКВА, 16 апр - Прайм. Создание Сбербанком
Сбербанк учреждает собственное агентство "АктивБизнесКоллекшн", которое заработает с июля и сначала получит для взыскания портфель кредитных карт из 120 тысяч дел примерно на 1 миллиард рублей. По словам директора по работе с проблемными активами Сбербанка Светланы Сагайдак, одной из целей создания кэптивного агентства является снижение расходов госбанка на взыскание просроченных долгов физлиц, превышающих сейчас 50 миллиардов рублей.
По мнению большинства опрошенных коллекторов, появление кэптивного агентства Сбербанка в целом никак не повлияет на долговой рынок.
"Если агентство будет, как и планируется, исключительно кэптивным, то изменения на рынке практически не произойдет, так как массовый выход просроченной задолженности Сбербанка на рынок все-таки еще не начался. Более того, естественным образом кэптивные агентства часто работают все равно наряду с независимыми, обслуживая одного и того же кредитора. Это позволяет постоянно сравнивать и отслеживать эффективность взыскателей. А на определенном этапе кэптивные агентства, по сути, являются оптовым центром распределения задолженности между собой же и независимыми профессиональными взыскателями, которые в таком случае становятся субподрядчиками кредитора в лице Сбербанка", - сказал "Прайму" президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов.
ПОЗИТИВНЫЙ СИГНАЛ
Коллекторы видят в появлении нового игрока позитивный сигнал. "Факт появления агентства по взысканию, созданного крупнейшим государственным банком, напрямую подтверждает востребованность услуг коллекторских агентств. Это однозначно позитивное последствие", - полагает Морозов.
С ним солидарна и заместитель генерального директора по маркетингу и продажам "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Терехова. "Мы приветствуем любую здоровую конкуренцию, которая всегда имеет следствием повышение качества услуг", - сказала она.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОСТИЖИМА?
Заявленная эффективность "дочки" Сбербанка, которая будет выше на 20%, чем у действующих участников рынка, коллекторов не напугала. Ведь долговое агентство будет работать только с "просрочкой" материнской структуры, а Сбербанк еще не запустил процесс массового выхода проблемной задолженности на рынок. Тем более, что заявленный объем передаваемой задолженности своей "дочке" всего лишь 0,3% от всего объема работ российских долговых агентств.
При этом некоторые игроки на рынке считают, что крупнейшему госбанку гораздо проще было бы купить готовое агентство с отлаженным процессом.
Как пояснила Терехова из "Секвойи", рентабельность коллекторского бизнеса, в первую очередь, зависит от накопленного опыта стратегий взыскания, что требует времени - около трех лет. Затем еще около двух лет уходит на отстраивание всех бизнес-процессов. "Таким образом, говорить о прибыльности предприятия можно не раньше чем через пять лет", - отметила она.
"Если ориентироваться на заявленные объемы передачи, то это будет очень маленькое кэптивное агентство. С другой стороны, как любое специализированное агентство, его потенциальная эффективность, конечно, выше, чем у других агентств", - сказали в одном из московских коллекторских агентств. При этом собеседник "Прайма" считает, что превысить среднюю планку эффективности действующих долговых агентств на 20% "дочке" Сбербанка вполне достижимо.
"Это вполне реально, как за счет тонкостей передачи долгов, так и за счет узкой специализации", - сказал коллектор. Он отметил, что "АктивБизнесКоллекшн" в работу будет получать долги лучшего качества. "У них будет возможность прескоринга, при том, что у рыночныхигроков такой возможности нет", - отметил источник, перечисляя конкурентные преимущества нового игрока.
СВОЯ РУБАШКА БЛИЖЕ К ДЕЛУ
Старший вице-президент коллекторского агентства "Национальная служба взыскания" (НСВ) Сергей Шпетер скептически относится к созданию Сбербанком собственного долгового агентства, но считает, что при равномерном и статистически значимом распределении портфеля между собственным и внешними коллекторскими агентствами соревнование с новым игроком будет весьма интересным.
"Многие крупные банки создавали собственные коллекторские агентства, однако впоследствии отказывались от этой идеи. Это было связано с менее эффективными результатами их работы по сравнению с работой профессиональных агентств. Эффективность собственного агентства относительно рыночных возможно корректно сравнивать тогда, когда портфель распределяется равномерно между всеми участниками. Если же собственное агентство получит портфель сроком просрочки 30 дней, а внешние агентства от 180 дней и больше, то результат будет заведомо предсказуем", - отметил Шпетер.
По мнению президента НАПКА Морозова, основными преимуществами собственных служб взыскания банков является то, что чаще всего IT-системы позволяют отслеживать состояние долга в режиме близком к онлайн, что серьезно влияет на эффективность взыскания. Вместе с тем, собственные службы оставляют себе к взысканию задолженность, которую легче взыскать.
"Рынок показывает, что достаточно сложно развить кэптивную компанию в компанию, работающую со всем рынком, хотя есть прецеденты попыток слияния кэптивной компании с независимым игроком, например, "Агентство по возврату долгов" (АВД) Росбанка. Прибыльность будет в большой степени зависеть от принципов разнесения расходов в случаях использования инфраструктуры банка в работе агентства", - заключил Морозов.
Гульнара Вахитова, Прайм