ВАШИНГТОН, 20 апр - Прайм, Лана Самарина. Финансовая G20 на встречах 18-19 апреля в Вашингтоне обсудила самые острые темы современной экономики, но от резких суждений традиционно воздержалась. Так, самыми обсуждаемыми вопросами стали ориентиры уровней долга, к которым должны стремиться страны "двадцатки" и реформа квот МВФ, продолжилась дискуссия по тому, что можно делать в валютной политике, а что уже нельзя.
ДОЛГИ НАШИ ТЯЖКИЕ
"Самый дискуссионный вопрос был связан с реализацией рамочного соглашения (по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста - ред.). Мы в ходе обсуждения долго говорили о том, какие параметры и какие показатели как мы должны определить на среднесрочную перспективу, поскольку ситуация с большими долгами большинства развитых стран беспокоит инвесторов, участников рынка", - сказал на итоговой пресс-конференции в пятницу министр финансов РФ Антон Силуанов.
Согласно соглашениям, принятым в Торонто в 2010 году, страны G20 обязались стабилизировать свою задолженность к 2016 году, а дефициты бюджетов сократить в 2 раза.
На прошлой неделе агентство Рейтер сообщило, что министры финансов стран ЕС предлагают установить единую планку снижения долга на уровне 90% ВВП. Это предложение вызвало бурные дискуссии, поскольку данный жесткий лимит не сильно затрагивает сами страны ЕС, но снижает маневренность бюджетной политики для стран, долг которых значительно выше, например, для Японии, долговые обязательства которой уже составляют около 200% ВВП.
Реакция на подобное предложение последовала достаточно быстро. На встрече министров финансов стран БРИКС ее участники дружно высказались за то, что каждая страна сама должна определять целевые ориентиры по уровню долга, к которому планирует прийти. "Все-таки речь идет не о таких жестких обязательствах, фиксированных цифрах, как были приняты в Торонто, а о том, чтобы каждая страна обозначала маршрут, по которому она будет идти", - сказал по итогам встречи замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак.
Он пояснил, что главное - это очевидная и понятная всем тенденция на снижение долгового коэффициента и показателя дефицита бюджета.
"Мы сошлись во мнении, что нет необходимости в установлении жестких показателей, но тем не менее среднесрочные параметры снижения долговой нагрузки в целом ни у кого не вызывали возражений. Мы договорились, что это будут мягкие параметры, некие стратегические задачи и цели, которые могут поменяться в зависимости от ситуации в экономике", - заявил Силуанов.
ТОРМОЗ ДЛЯ НОВЫХ КВОТ
Изначально тема распределения квот в МВФ на встречах министров финансов и глав Центробанков могла и вовсе не подниматься или быть затронута лишь вскользь. Причина такого отношения к проблеме проста: никакого прогресса в этом вопросе до сих пор не наблюдается. Совет управляющих утвердил новую систему распределения квот и голосов в МВФ еще в 2010 году, однако она до сих пор не вступила в силу, так как не прошла ратификацию в парламентах ряда стран, включая США.
Участники встреч в Вашингтоне признавали, что повлиять на решение конгресса ни МВФ, ни представители других стран из финансовой "двадцатки" не могут. Казалось бы обсуждать нечего. Однако, как ни странно, именно эта тема вызывала наибольший интерес после дискуссии по долговым ориентирам.
Шерпа от России в G20 Ксения Юдаева пояснила подобное поведение тем, что "G20 может постоянно поднимать этот вопрос, это может быть дополнительным аргументом в диалоге между администрацией США и конгрессом, что на них постоянно давит международное сообщество".
Глава МВФ Кристин Лагард выразила надежду, что американские законодатели все-таки ратифицируют пакет реформ. "В меня вселяет надежду тот факт, что ратификация США того пакета реформ, который был одобрен президентом Обамой, теперь включена в бюджетный законопроект, вынесенный на обсуждение в сенате", - сказала она.
Эту же надежду разделяет и министр финансов США Джейкоб Лью, который на встрече с министром финансов РФ Антоном Силуановым предположил, что Конгресс рассмотрит ратификацию квот в МВФ осенью.
Накануне Сторчак заявил, что "некоторые из нас уже теряют терпение (из-за задержек с ратификацией пакета документов США)". "Решение этой страны очень важно для нас, потому что без него невозможно работать над следующим, пятнадцатым, пересмотром квот МВФ. Это вопрос репутации, профучастники говорят, что это репутационные риски для G20", - отметил он.
Завершение реформы управления, которая длится в МВФ с 2010 года, имеет крайне важное значение для обеспечения его надежности и более эффективной деятельности, говорится в итоговом коммюнике финансовой G20.
Реформа 2010 года, так называемый 14-й пересмотр квот МВФ, затрагивает в первую очередь интересы стран БРИКС. Доля БРИКС после ратификации реформы увеличится на 3,46 процентных пункта до 14,18%, доля России на 0,22 пункта и составит 2,71%. При этом Китай займет третье место после США и Японии, Индия - восьмое, а Бразилия - десятое. Россия по доле участия в капитале МВФ выйдет на девятое место.
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА - МОЖНО, НО ОСТОРОЖНО
Еще одна тема, которая была аутсайдером до начала встреч, но стала одной из самых значимых - это продолжение дискуссии по валютной политике стран G20, в частности Японии.
Так называемые "валютные войны", бич мировых рынков с начала экономического кризиса, стали одной из главных тем заседания финансовой "двадцатки" в феврале после того, как массивные вливания в экономику Японии привели к ослаблению иены на 20% с ноября 2012 года и вызвали недовольство со стороны руководства других стран.
В своем итоговом коммюнике два месяца назад министры финансов и главы центральных банков G20 воздержались от прямой критики Японии как главного поджигателя "валютных войн", но пообещали, что впредь не будут проводить политику "конкурентной девальвации валют", и подтвердили приверженность рыночному формированию валютных курсов.
Лагард тогда достаточно жестко заявила, что "нет валютных войн - есть валютные волнения".
Казалось бы в этой истории можно было бы поставить точку. Тем более, что накануне встречи Сторчак выразил сомнение, что будет организована полномасштабная дискуссия во время встреч министров на тему валютной политики, хотя мнение японской стороны все с интересом послушают.
Министры действительно заслушали информацию от финансовых властей Японии и даже коснулись ее отдельно в коммюнике по итогам встречи. Хотя, по признанию Силуанова, вопросам изменения валютных курсов на этой встрече было уделено значительно меньше времени, чем на февральской встрече в Москве.
"Вопрос с количественным смягчением в Японии обсуждался, но не так осторожно, как это было в феврале. Речь идет о том, что необходим выход из дефляции и необходим мониторинг ситуации, чтобы такого рода денежные смягчения в конечном счете не приводили к инфляции, к дальнейшему росту процентных ставок, а это очень болезненно будет для государственного долга Японии, который составляет более 200% ВВП, и обслуживания этого госдолга", - пояснил Силуанов.
В связи с этим задача японских властей заключается в том, чтобы смягчение денежно-кредитной политики не привело к росту инфляции, которая потом повлияет на процентные ставки, отметил министр финансов РФ. "Договорились, что нужно больше внимания уделять мониторингу ситуации и предотвращать такого рода побочные явления", - сказал он.
ОФШОРНЫЕ РАЗБОРКИ
С другой стороны, темы, которые претендовали на статус знаковых, наоборот, обсуждались вскользь. Так, аналитики пророчили, что одной из ключевых дискуссий станет обсуждение борьбы с оффшорами и продвижение к автоматизированному обмену информацией.
Причины для таких прогнозов были весьма весомые. По разным данным, на счетах в офшорах могут находиться от 20 до 32 триллионов долларов, часть из которых, возможно, имеют сомнительное происхождение. А в начале апреля ведущие мировые СМИ опубликовали данные о существовании офшорной сети на Британских Виргинских островах, Островах Кука, Кипре, в Швейцарии, Панаме, Гонконге, Сингапуре и т.д.
Эту сеть использовали для ухода от налогов и сокрытия доходов 130 тысяч человек из 170 стран, в том числе бизнесмены, торговцы оружием и предметами искусства, адвокаты и финансовые спекулянты, чиновники высшего ранга и военные.
"Мы специально не обсуждали так глубоко этот вопрос. С другой стороны все страны озабочены уходом налогоплательщиков в офшоры, снижением поступлений доходов в бюджет и так далее. Сейчас каждая страна в условиях кризиса ищет источники для наполнения своих бюджетов. Поэтому вопрос о предприятиях, которые спрятались за льготными налоговыми юрисдикциями, конечно, всех беспокоит", - сказал Силуанов.
В частности, в коммюнике финансовая "двадцатка" отметила, что одобряет прогресс, достигнутый многими юрисдикциями, но настоятельно призывает все офшоры подписать Многостороннюю конвенцию об административной взаимопомощи в налоговых вопросах.
"Мы приветствуем продвижение к автоматизированному обмену информацией, которая, как ожидается, станет стандартной практикой, и призываем все юрисдикции продвигаться к автоматизированному обмену информацией со своими партнерами", - говорится в коммюнике.
При этом Силуанов отметил, что "в коммюнике этот пункт содержится, но как глобальная задача (тема офшоров - ред.) обсуждалась не столь активно, как вопросы Рамочного соглашения, вопросы изменения международной финансовой инфраструктуры, ситуации в мировой экономике". "Эта тема заслуживающая внимания, она очевидно поддерживается всеми странами, но сегодня акценты в ходе обсуждения на эту тему не делались", - заключил он.
РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ КИПРА
Еще одну тему, которая хоть и не нашла отражения в коммюнике, но широко обсуждалась, инициировала Россия. Речь идет об урегулировании кипрской долговой проблемы. Экономика Кипра оказалась на грани краха после требования Еврогруппы ввести налог на депозиты. Однако Кипру пришлось согласиться на санацию своей банковской системы и списание части депозитов в обмен на 10-миллиардный пакет помощи ЕС. Теперь Никосии со своей стороны надо изыскать около 13 миллиардов евро.
Ранее Силуанов сообщал, что Россия, председательствующая в G20 в 2013 году, предложит включить в коммюнике финансовой "двадцатки" в Вашингтоне меры по созданию механизма автоматического предупреждения таких банковских кризисов, как на Кипре.
По итогам встреч он сообщил, что финансовая G20 выступает за скорейшую нормализацию ситуации на Кипре и снятие ограничений на расчеты по инвестированию и по средствам вкладчиков банков, которые не испытывают проблем с ликвидностью, не требуют финансового оздоровления.
"Большие вопросы у нас были в ходе обсуждения ситуации в Еврозоне, там медленно идут реформы, сохраняется кредитная фрагментация, европейский стабилизационный механизм еще не заработал, особая, конечно, ситуация на Кипре, поскольку то, как там решаются проблемы, не принесло доверия к экономической политике страны. Мы высказались за то, чтобы как можно скорее на Кипре были сняты ограничения на расчеты по инвестированию, расчеты по средствам вкладчиков банков, которые не испытывают проблем с ликвидностью, не требуют финансового оздоровления", - сказал Силуанов.
Он пояснил, что необходимо как можно скорее нормализовать ситуацию на Кипре, поскольку сейчас есть проблемы, в том числе, и для расчетов устойчивых банков, которые работают в стране. При этом он подчеркнул, что проблемы Кипра не нанесли урона российскому бюджету.
В целом, финансовая G20 договорилась продолжить обсуждать острые темы и дальше. В том числе будут в этом году неоднократно подниматься вопросы долговых ориентиров, долгосрочного финансирования инвестиций, стимулирования роста и обеспечения финансовой стабильности.