Интернет и мобильные технологии помогут женщинам активнее пользоваться финансовыми услугами, однако одного развития информационных технологий недостаточно: в среднем по миру женщины больше нуждаются в повышении финансовой грамотности и квалифицированных консультациях специалистов. К такому выводу пришли участники семинара, организованного Минфином РФ, Международной финансовой корпорацией и группой Всемирного банка в Вашингтоне.
ДАЕШЬ ЖЕНСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ЛИКБЕЗ!
"Женщины в большей мере нуждаются в финансовой грамотности и вовлечении в финансовую жизнь, чем мужчины. В мире женщины занимают 60% рабочих мест, но при этом получают 10% дохода и обладают 2% собственности. Около 1,35 миллиарда женщин до сих пор вообще не имеют никакого доступа к любой форме основных финансовых услуг", - заявил замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак, выступая на семинаре.
Эта статистика свидетельствует о том, что женщины лично имеют ограниченный доступ к финансовому сектору, у них нет возможности использовать данные услуги для финансирования своих семейных нужд, образования детей, защиты здоровья и страхования. "Это означает, что у них может не быть доступа к финансированию нового бизнеса, который они открывают. У них нет возможности обратиться к финансовым услугам для улучшения своего благосостояния, и как результат нет возможности, чтобы сохранить имеющиеся накопления и приумножить их", - отметил он.
Сторчак добавил, что имеются тенденции к большей продолжительности жизни у женщин, чем у мужчин, но зарабатывают они меньше, и чаще сталкиваются с финансовыми трудностями в пожилом возрасте. Кроме того, уровень их финансовой грамотности ниже, чем у мужчин.
Такого же мнения придерживается и министр финансов Уганды Мария Киванука (Maria Kiwanuka). По ее словам, женщины чаще обращаются к дорогостоящим и менее надежным финансовым посредникам, или к тем, кто предоставляет деньги по завышенным ставкам, что делает их еще беднее.
"Информационные технологии очень важны как для расширения доступа, так и для увеличения количества финансовых услуг, которыми могут пользоваться женщины. Для сравнения, у нас в Уганде 150 отделений банков, 700 банкоматов и 7,3 миллионов зарегистрированных пользователей мобильные телефонов. Это большая поддержка для финансовых транзакций из любой точки страны", - сказала Киванука.
Она пояснила, что женщинам не нужно ехать в банк, общаться с персоналом по-английски, особенно если женщины на этом языке не говорят. В этой ситуации важнейшей проблемой становится повышение финансовой грамотности населения в целом и женщин в частности, подчеркнула Киванука. "Женщина может держать деньги под подушкой, но если она не имеет нужных знаний, то она не знает, как пойти в банк, взять кредит, оформить сделку", - сказала министр финансов.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
Однако прежде чем говорить о развитии информационных технологий, в некоторых регионах следует уделить внимание проблемам коммуникаций на более приземленном уровне. Так, Минфин Уганды обратился с просьбой в Центральный банк страны обязать все отделения местных банков размещать на стендах основные правила работы, причем не только на официальном языке - английском, но и на всех 40 языках, которые используются в Уганде.
"Это конечно, было трудно, и банки протестовали против такого решения. Но мы сказали им свое "нет", - отметила министр.
Еще одно нововведение Уганды: женщины, берущие кредит и подписывающие договор на английском, обладают правом в течение двух дней передумать и отменить сделку. Это делается для того, чтобы они могли показать договор друзьям или родственникам, которые могут заметить то, что не заметила женщина, подписывая договор в банке.
Когда речь идет о привлечении женщин на рынок финансовых услуг, следует помнить, что тут необходимо взаимодействие таких участников процесса как клиенты, правительства стран, международных организаций, таких как Всемирный банк, отметил исполнительный вице-президент Международной финансовой корпорации (МФК) Джин-Ен Кай (Jin-Yong Cai).
"МФК прилагает большие усилия по предоставлению женщинам финансовых услуг, однако они должны сопровождаться консультациями, повышением финансовой грамотности и улучшением навыков", - сказал он.
Лана Самарина, Прайм