МОСКВА, 20 мая - Прайм. Лимит "золотых парашютов" для топ-менеджеров госкомпаний – правильное решение, однако его надо исполнять строго в рамках закона и не допускать распространение этого механизма для частного бизнеса, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Законопроект об ограничении "золотых парашютов" - пособий, выплачиваемых топ-менеджерам госпредприятий при увольнении, внесен в понедельник на рассмотрение Госдумы. Депутаты фракции "ЕР", представившие законопроект, полагают, что его принятие поможет добиться большей социальной справедливости, не отменяя при этом принципа вознаграждения за достигнутые результаты в работе.
Документ предлагает установить "золотые парашюты" в размере от трех до 12 месячных окладов для выплат руководству госкорпораций и в размере от трех до 18 окладов руководителям компаний с госучастием.
ГОСКОМПАНИИ НАДО ОГРАНИЧИТЬ
"Это европейская и мировая практика, и в России на фоне большого различия в доходах между среднестатистическим населением и топ-менеджментом именно госкомпаний, я считаю, что, конечно же, коррекция нужна. Речь идет об астрономических суммах, которые выплачиваются, в большинстве случаев, неизвестно за что", - считает глава общественной организации "ОПОРА России" Александр Бречалов.
С ним солидарен и вице-президент "Деловой России" Александр Осипов. "Я за то, чтобы были ограничения в госкомпаниях. Понятно, что они имеют неравные условия по сравнению с другими участниками, они не объекты, а "творцы" госполитики, ограничения их деятельности нужны", - сказал Осипов.
Инициатива об ограничении максимальных размеров "золотых парашютов", очевидно, связана с широко освещавшимися в последнее время СМИ случаями подобных выплат, уверены в юридической фирме "Юст". "Видимо, в отношении госкомпаний государство заинтересовано установить унифицированный подход к решению вопроса о выплатах руководителям", - полагает адвокат, ассоциированный партнер фирмы "Юст" Анна Котова-Смоленская.
Предложение о необходимости ограничения "золотых парашютов" прозвучало в марте во время конференции ОНФ в Ростове-на-Дону. Президент Владимир Путин согласился с предложениями Народного фронта и поручил правительству до июля подготовить свои предложения.
"Примечательно, что большинство этих случаев касается так называемых "компаний с госучастием", деятельность которых в последнее время подвергается все большему регулированию на уровне законодательства – в частности, принят специальный закон, регулирующий общие принципы закупочной деятельности таких компаний", - напоминает Котова-Смоленская.
Вместе с тем новый президент "Ростелекома"
БИЗНЕС РЕШАЕТ САМ
Собственники частных предприятий должны сами определять, сколько выплачивать топ-менеджерам при увольнении, государство не должно диктовать им свои условия по этому вопросу, единодушны эксперты.
"В этом вопросе необходим разумный подход. И ни в коем случае эта практика не должна распространяться на частные компании, потому что частный бизнес сам имеет возможность и должен оценивать бонусную часть своих топ-менеджеров и совладельцев", - заявил Бречалов.
"Насколько необходимо подобное регулирование для компаний, принадлежащих только частным лицам, принимающих участие в решении вопросов о размере вознаграждения руководителя компании, на наш взгляд, вопрос спорный", - Котова-Смоленская.
По ее мнению, скорее всего, в отношении частных компаний подобное регулирование было бы оправдано для обеспечения большей защиты прав и интересов инвесторов, приобретающих акции компании на открытом рынке и не оказывающих прямого влияния на решения органов компании по выплатам руководителю.
Что не вызывает никаких сомнений - это то, что выплата "золотого парашюта" генеральному директору не должна создавать ситуацию, при которой компания несет существенные потери своих активов, хотя и заработанных благодаря увольняемому руководителю, резюмирует юрист.
Однако значительное число частных компаний и сейчас подробно прописывают в своих внутренних документах и соглашениях с топ-менеджерами имеющие под собой экономические обоснования условия и порядок совершения тех или иных выплат.
Например, Владимир Стржалковский в рамках примирительного соглашения между главными акционерами "Норникеля"