Национальная сервисная компания "КорпусГрупп", которая обслуживала такие проекты как "Кубок Кремля" и саммит АТЭС на острове Русский, рассчитала, что на каждые 1,5 тысячи гостей Сочинской Олимпиады необходимо минимум 400 человек обслуживающего персонала. При чем речь идет не о волонтерах, занятых на спортивных мероприятиях, а о горничных, барменах, портье и других людях, которые создают комфорт и удобство для туристов.
Согласно прогнозам властей, на Олимпиаду-2014 съедутся 350 тысяч зрителей, значит сочинскому гостиничному бизнесу потребуется дополнительно от 75 тысяч до 90 тысяч человек. Кто эти люди и как они попадут в Сочи, пока остается загадкой. "КорпусГрупп" сейчас ведет переговоры по субподрядам на обслуживание "под ключ" сочинских гостиниц 3-4 звезды в период Олимпийских игр. О проблемах организации достойного сервиса на грядущей Олимпиаде в интервью агентству "Прайм" рассказал генеральный директор компании Олег Лобанов.
НЕ КРИТИКИ РАДИ
Лобанов еще перед началом интервью заявил: все, что он скажет, носит не характер критики, а должно служить основой для размышлений и скорейшего поиска решений. "Сочи - это профессиональный вызов и грандиозный масштаб проекта, с другой стороны есть и патриотический аспект - хочется, чтобы мы это дело сделали хорошо и правильно. Решение о проведении Олимпиады принято, и мероприятие должно пройти на высоком уровне, чтобы не было стыдно за страну", - отметил он.
После чего Лобанов перешел к почти часовому перечислению проблем и узких мест, которые он увидел, когда компания, которой он управляет, начала продумывать свое участие в проекте такого масштаба. "У нас сейчас идут переговоры по ряду проектов, где "КорпусГрупп" могла бы стать субподрядчиком. Полный комплекс услуг - питание, уборка, хаус-кипинг для гостиниц 3-4 звезды. Поэтому нам сейчас приходится продумывать ряд вопросов, ответы на которые определят, будем ли мы участвовать в проектах, и какова будет цена наших услуг", - отметил Лобанов.
Как руководитель компании, специализирующейся на организации массового питания, эксплуатации объектов недвижимости и клининге, он заявил, что в части организации обслуживания Олимпиады-2014 далеко не все продумано.
Организационный комитет Олимпийских игр в Сочи провел вовремя все конкурсные процедуры по отбору подрядчиков, однако, это только первый этап. Огромное количество вопросов остались непродуманными. "Спальные места, доставка, питание, аккредитация и фирменный стиль, требования, в том числе и по гендерному признаку к персоналу - на первый взгляд, это вопросы, которые подрядчик должен решать сам, но в такого рода масштабных проектах сам подрядчик не справится без определенных решений организаторов", - отметил Лобанов.
ПУТИ-ДОРОГИ
Спортивные мероприятия в Сочи продлятся 77 дней, начиная с 1 января 2014 года. По расчетам "КорпусГрупп", для проекта на 1,5 тысячи гостей необходимо 400 человек из обслуживающего персонала гостиницы. Согласно прогнозам властей, на Сочинскую Олимпиаду съедутся 350 тысяч зрителей, значит сочинскому гостиничному бизнесу потребуется дополнительно от 75 тысяч до 90 тысяч человек.
"Персонала в Сочи для Олимпиады нет - это факт. Я недавно был в Сочи, останавливался в пятизвездочной гостинице. И поговорил с работниками отеля - это представители Саратова, Краснодара, Иркутска и так далее. Ни одного сочинца", - говорит глава "КорпусГрупп".
Компания "КорпусГрупп" намерена везти персонал из европейской части России, где сформировано большое количество филиалов и остались связи после проведения АТЭС.
"Это где-то 1-1,5 тысячи километров от Сочи максимум, потому что везти людей из Владивостока будет дорого", - поясняет Лобанов. Однако он говорит, что тут начинается новая порция вопросов по организации проезда сотрудников.
"В силу того, что до Сочи идет одна железнодорожная ветка, количество поездов ограничено. Соответственно на железнодорожные перевозки, как на самый дешевый вид транспорта, нагрузка будет колоссальная. Вопрос будет один - кому хватит билетов?", - говорит Лобанов.
Следует учитывать, что РЖД открывает продажу билетов не раньше, чем за 45 дней до даты поездки. По мнению Лобанова, предприимчивые россияне уже сейчас могут продумывать массовую скупку билетов на поезда в Сочи и организации аукционов по их продаже.
Еще один вариант - добираться автотранспортом, но тут следует учитывать особенности сочинского рельефа. Мамайский перевал зимой периодически закрывается на несколько дней, и не каждая машина, а тем более автобус с людьми могут проехать в Сочи, а затем и в Адлерский район. Еще одно узкое горлышко - двухполосная дорога от Туапсе до Сочи, ведь новые развязки и дублеры строились, только начиная от Сочи. А значит, вся эта дорога грозит превратиться в многокилометровую гигантскую пробку, которую невозможно будет объехать.
"У подрядчиков в этой связи два варианта действий. Первый - перевозить персонал заранее, за несколько недель до начала мероприятий, что увеличивает стоимость услуг из-за оплаты дополнительного проживания, питания и заработной платы. Ведь персонал все равно должен получить свои деньги за период контракта, независимо от того, что первые, скажем, две недели, он не был занят работой. Второй - надеяться на авось и приезжать в последний момент, но это очень рискованный вариант", - говорит Лобанов.
Разумеется, компании, занятые обеспечением работы Олимпиады, могут разработать и свои сложнологистические пути транспортировки, например, аренду паромов на маршруте Туапсе-Адлер, или чартеры до Краснодара. Но здесь ключевым вопросом становится цена проезда - собирается ли государство регулировать цены перевозчиков на период Олимпиады пока не известно.
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС
Строительство гостиниц в Имеретинской бухте идет полным ходом, но вот где именно и сколько обслуживающего персонала можно будет разместить в номерном фонде пока также неизвестно.
"Это самая больная на сегодняшний день тема, решения которой пока нет", - отмечает глава компании. По словам Лобанова, сейчас уже нужны не сценарии, а один четкий план, который надо выбрать из всего многообразия вариантов и приступать к его реализации. Однако следует учитывать, что для обслуживающего персонала необходим ряд бытовых условий, которые вряд ли удастся обеспечить в купейных вагонах в течение двух месяцев работы.
"Бытовые условия - тоже проблема. Весь патриотизм и энтузиазм может пропасть, если, приезжая на три месяца, люди сталкиваются с банальными бытовыми неудобствами", - говорит Лобанов. Причем, по его словам запросы не велики: одна туалетная комната и душ на четыре человека.
ШАШЛЫКИ И ЧЕБУРЕКИ
Местная кухня, впитавшая традиции Кавказа, может похвастаться шашлыком, бастурмой, сырами - адыгейским и сулугуни, но, к сожалению, мало подходит под требования, предъявляемые к отелям уровня 4 и 5 звезд. В Сочи пока нет устоявшейся гастрономической и кулинарной культуры европейского класса, необходимой для проведения крупных международных мероприятий. Исключение составляют сетевые западные гостиницы, например, входящие в группу Rezidor.
"Я останавливался в пятизвездочной гостинице в свой последний приезд, и видел проблемы с питанием, с которыми сталкиваются даже они. Например, в меню стоял адыгейский сыр: с одной стороны я "за" наши продукты, но почему-то мне кажется, что международную сертификацию эта продукция не проходила", - отмечает Лобанов.
"КорпусГрупп" планирует завозить все продукты в Сочи и не рассчитывает на продовольственные товары Краснодарского края. "Не надо вспоминать про житницу: в Краснодарском крае в феврале ничего не растет, и потом по ценам международные поставщики однозначно выигрывают в конкурентной борьбе", - отмечает он.
По словам Лобанова, подрядчикам легче и дешевле в Москве заказывать весь товар по контрактам с крупными федеральными поставщиками и формировать поставки в Сочи, чем искать поставщиков на местном рынке. Основной проблемой местного рынка является небольшой масштаб, кроме того велика вероятность, что цены в преддверии Олимпиады местные производители увеличат в разы.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.