Президент России Владимир Путин провёл совещание «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации» при участии руководителей федеральных и региональных органов власти, финансовых организаций, а также президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Участники совещания обсудили перспективы создание выделенных высокоскоростных железнодорожных линий в России, а также возможностей выделения средств на планирование и проектирование магистралей.
- Техника, инфраструктура высокоскоростного движения - это, безусловно, все элементы XXI века. Строительство таких линий - само по себе уже свидетельство высокого технического, технологического и инвестиционного потенциала любой страны, - отметил Владимир Путин.
Президент напомнил, что многие государства, в числе которых Япония, Китай, Франция, и другие, развивают высокоскоростное движение, что помогает заметно увеличить пропускную способность железных дорог, повысить мобильность населения, разгрузить аэропорты. Развивать скоростное и высокоскоростное движение нужно и в России.
- Причём делать это важно комплексно, поэтапно: нужно определять в каждом конкретном случае исходя из экономической целесообразности, какой именно вид сообщения наиболее целесообразен в настоящее время на том или другом маршруте, какое решение будет наилучшим для транспортной системы страны в целом, - сказал Владимир Путин.
По его словам, в настоящее время рассматривается несколько направлений строительства новых высокоскоростных магистралей. Одно из них - это Москва - Казань. Другое - Москва - Ростов-на-Дону - Адлер.
Глава государства подчеркнул, что развитие высокоскоростного сообщения должно сопровождаться серьёзными инвестициями в безопасность перевозок, в том числе антитеррористическую защищённость, технологическую и пожарную безопасность. Кроме того, цена билетов на высокоскоростной железнодорожный транспорт должна быть доступной для граждан.
- В качестве первого этапа мы предлагаем рассмотреть строительство участка Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - линию ВСМ протяженностью 803 километра, проходящую по шести субъектам Российской Федерации - это Москва, Московская область, Владимирская, Нижегородская области, Татарстан и Удмуртия. Дальнейшее развитие линии предусматривает присоединение к ней Урала и Поволжья, - сказал в своем выступлении президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
Запуск участка обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в четыре раза - до 3,5 часов, а время в пути между Нижним Новгородом и Казанью сократится в семь раз - с сегодняшних 10 часов 32 минут до 1 часа 37 минут. При этом в ближайшей доступности от мегаполисов будут находиться Владимир, Чебоксары, Набережные Челны и ближайшие территории. Стоимость проезда на высокоскоростных поездах будет варьироваться от 1 до 10 рублей за километр, что сделает поездку доступной для большинства пассажиров.
- Высокоскоростная магистраль - это принципиально новый высокотехнологичный объект, проектирование, строительство, оснащение и эксплуатация которого требуют весьма высококвалифицированных кадров и сложной техники, - напомнил Владимир Якунин. По его словам, для реализации проекта необходимо будет развивать производственную базу на территории Российской Федерации как для строительства инфраструктуры, так и для производства и обслуживания подвижного состава.
- При создании линии Москва - Казань российский бизнес, по нашим расчетам, получит заказ только на поставку строительной продукции более чем на 270 миллиардов рублей, еще до 100 миллиардов рублей на технику и обустройство линии. Это машины, энергетика, системы автоматики и связи, - отметил Владимир Якунин
Говоря о финансировании проектов строительства ВСМ, он напомнил, что зарубежный опыт и математические модели показывают наиболее оптимальным финансирование на принципах государственно-частного партнерства, где в развитие инфраструктуры государство вкладывает 70% потребных инвестиций, а 30% вкладывает частный бизнес. При этом общая стоимость строительства линии Москва - Казань может составить 928 млрд. рублей, при этом государственный грант - 650 миллиардов рублей.
По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы при правительстве РФ для определения приоритетного направления, отработки модели его реализации и источников финансирования, а также о выделении средств для проведения проектно-изыскательских работ.
*****
ОАО «РЖД» уже реализовало ряд проектов по развитию новых типов движения на существующей железнодорожной инфраструктуре. Скоростное и высокоскоростное (свыше 200 км/ч) движение электропоездов «Сапсан» осуществляется на направлении Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород, скоростное движение электропоездов «Аллегро» на участке Санкт-Петербург - Бусловская (и далее до Хельсинки), а скоростное движение поездов «Ласточка» на участках Санкт-Петербург - Великий Новгород и Санкт-Петербург - Бологое, Москва - Нижний Новгород, а также интермодальные перевозки «город - аэропорт» в Казани и Сочи.
Высокий спрос на новую для России услугу доказывает привлекательность данных проектов для пассажиров. По итогам 2012 года поездами «Сапсан» и «Аллегро» перевезено 3,4 млн. пассажиров, всего же с начала эксплуатации ими воспользовались свыше 9 млн. пассажиров. Поездами «Ласточка» с начала эксплуатации в январе 2012 года было перевезено более 50 тысяч пассажиров.
Однако дальнейшее увеличение скоростей на существующих линиях возможно только в ущерб другим видам железнодорожного транспорта (пассажирскому и грузовому). Тогда как строительство выделенных высокоскоростных магистралей позволит наряду с существенным увеличением скорости поездов системно решить целый ряд государственных задач: от привлечения новых технологий до развития межрегиональных социально-экономических связей.
*****
23 апреля 2013 года состоялось заседание Общественного совет по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ. На заседании было отмечено, что российское правительство ведет обсуждение перспектив создания выделенных высокоскоростных железнодорожных линий, а также возможностей выделения средств на планирование и проектирование магистралей.
Направлениями для строительства новых линий были названы Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва - Ростов-на-Дону - Адлер с подключением городов, входящих в этот регион. Возможными источниками финансирования, помимо средств федерального бюджета, ОАО «РЖД» и бизнеса, были названы средства пенсионных фондов, Российского фонда прямых инвестиций, Фонда национального благосостояния, выпуск инфраструктурных облигаций и др.
По итогам заседания Общественный совет рекомендовал ОАО «РЖД» продолжить работу с правительством Российской Федерации по оказанию государственной поддержки на реализацию проектов ВСМ и последующей их эксплуатации. Субъектам РФ было рекомендовано оказать поддержку ОАО «РЖД» в части подготовки обоснования инвестиций в строительство высокоскоростных магистралей, а также организовать в регионах, тяготеющих к прохождению высокоскоростных трасс, общественно-информационные центры из представителей государственных органов власти, коммерческих организаций, научных и общественных объединений.