В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты комплексной проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов в Костромской области. С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.
На Коллегии отмечалось, что областной бюджет за 2012 год по доходам исполнен в сумме 19,9 млрд. рублей (на 100,8 процента), по расходам - в сумме 19, 87 млрд. рублей (на 89 процентов уточненных годовых назначений). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) составили 36,1 процента объема доходов областного бюджета. Объем государственного долга за 2012 год по сравнению с 2010 годом увеличился на 21,6 процента и по состоянию на 1 января 2013 года составил 9,7 млрд. рублей (82,9 процента объема налоговых и неналоговых доходов бюджета).
Общий объем кредиторской задолженности областного бюджета в течение финансового года уменьшился и по состоянию на 1 января 2013 года составил 1, 2 млрд. рублей. При этом просроченная кредиторская задолженность увеличилась в 2 раза и в общей сумме задолженности составила 56,9 процента.
Проверка показала, что организация бюджетного процесса в Костромской области в части утверждения основных характеристик областного бюджета осуществлялась в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Изменение параметров доходной части областного бюджета осуществлялось в основном за счет увеличения безвозмездных поступлений. Доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов остается значительной, что свидетельствует о зависимости области от финансовой помощи.
Неисполнение бюджетных назначений по расходам, увеличение просроченной кредиторской задолженности, наличие на конец финансового года неиспользованных средств свидетельствует о недостатках в сфере управления государственными финансами, рост долговой нагрузки бюджета - об имеющихся проблемах в экономике региона, формировании и исполнении бюджета.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Бюджетного кодекса. Так, например, бюджетные ассигнования в сумме 195 млн. рублей на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности предусматривались в областном бюджете без включения в долгосрочные целевые программы.
В материалах, представленных на Коллегии, также отмечается, что Администрацией Костромской области не выполнены требования ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части внеочередного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Из 310 граждан, у которых наступило право на получение жилья, фактически обеспечены жилыми помещениями только 38 человек (12,3 процента).
Коллегия решила направить представления Губернатору Костромской области и в администрацию города Костромы, а также отчет о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и депутату Государственной Думы А.А.Озерову.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
4 июня 2013 года