ГЮТЕРСЛО, Германия, 17 июня 2013 г. /PRNewswire/ --
Фонд Бертельсманна рассматривает возможные последствия для 126 стран: в числе проигравших сторон оказались бы традиционные партнеры и развивающиеся страны.
Заключение всеобъемлющего соглашения о трансатлантической торговле и инвестиционном партнерстве (TTIP) принесло бы существенную пользу США и всем странам, входящим в Европейский Союз. Реализация возможности широкомасштабного устранения не только тарифов, но и торговых барьеров нетарифного характера привела бы к значительному повышению реального ВВП на душу населения и созданию новых рабочих мест. Однако повышение благосостояния в этой крупнейшей зоне свободной торговли, суммарная численность населения которой превышает 800 миллионов человек, контрастировало бы с реальными уровнями доходов и безработицы в странах остального мира. Таковы результаты исследования, проводимого в настоящее время Институтом экономических исследований (IFO) по заказу Фонда Бертельсманна, публикуемые перед началом визита Президента США Барака Обамы в Берлин.
Исследование показывает, как в долгосрочной перспективе менялся бы реальный ВВП на душу населения для 126 стран в результате соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли. Согласно проведенным расчетам, Соединенные Штаты Америки достигли бы высочайших темпов роста. В этой стране ВВП на душу населения в долгосрочной перспективе возрос бы на 13,4%. Кроме того, повышение благосостояния было бы достигнуто на всей территории ЕС. Во всех 27 странах Европейского Союза реальные доходы на душу населения могли бы возрасти в среднем почти на пять процентов. Наиболее ощутимое повышение доходов имело бы место в Великобритании, где их реальный прирост на душу населения составил бы почти 10 процентов.
К числу стран ЕС, чья выгода от масштабной либерализации торговли превысила бы средний уровень, относятся небольшие государства с экспортно-ориентированной экономикой, включая страны Балтии, а также охваченные кризисом страны южной Европы, для которых появилась бы возможность удешевления импорта из США. По сравнению с остальной частью Европы, выгода от комплексного соглашения о свободной торговле для таких крупных экономик, как Германия и Франция, составила бы ниже среднего (4,7% и 2,6% соответственно).
Однако активизация торговых взаимоотношений между США и ЕС привела бы к сокращению импорта товаров и услуг в эти страны из остальной части мира. Следовательно, такие партнеры столкнулись бы с уменьшением реальных доходов на душу населения. Частично это затронуло бы и таких традиционных торговых партнеров США, как Канада и Мексика, где уровень этих доходов упал бы на 9,5% и 7,2% соответственно. В Японии доход на душу населения в долгосрочной перспективе также сократился бы почти на 6 процентов. В число других проигравших сторон вошли бы развивающиеся страны, особенно страны Африки и Центральной Азии.
Однако соглашение TTIP не является игрой с нулевым исходом, а обеспечивает реальное улучшение общественного благосостояния благодаря сокращению торговых издержек; таким образом, в принципе, такое сокращение может пойти на пользу всем странам. Среднемировой доход на душу населения при этом вырос бы на 3,3%.
Для Европейского Союза многообещающее соглашение о зоне свободной торговли привело бы к существенному повышению уровня занятости в странах-участницах. Согласно расчетам, особенно значительный прирост наблюдался бы в США и Великобритании, где число дополнительных рабочих мест составило бы почти 1,1 млн. и 400 тыс. соответственно. В переживающих кризис странах южной Европы рост занятости также превысил бы средний уровень. Тогда как в странах ОЭСР снижение уровня безработицы составило бы в среднем 0,45 процентных пункта, в четырех кризисных странах он понизился бы в большей степени - от 0,57 процентных пункта в Италии до 0,76 процентных пункта в Португалии.
«Соглашение о трансатлантической зоне свободной торговли стало бы важным инструментом повышения темпов экономического роста и уровня занятости в Европе», - сказал президент Фонда Бертельсманна Аарт Де Геус (Aart De Geus), представляя результаты исследования. «В особенности это касается пошатнувшихся от кризиса стран южной Европы, которые смогли бы получить от него выгоды, превышающие средний уровень. Тем не менее, повышение благосостояния в странах ЕС и США также должно служить стимулом к демонстрации готовности к компромиссу в отношении сторон, проигрывающих от такого соглашения, в ходе предстоящих многосторонних переговоров. Таким образом, соглашение о трансатлантической зоне свободной торговли могло бы также придать новый импульс Раунду развития торговых переговоров в Дохе, пришедшему в состояние застоя».
При осуществлении имитационных расчетов аналитики рассматривали два сценария. Устранение одних лишь тарифов (Сценарий 1) оказало бы слабое позитивное влияние на рост. С другой стороны, в случае полного устранения торговых барьеров (Сценарий 2) результаты были бы такими, как это получено в ходе описанных выше расчетов. К числу таких торговых барьеров относятся нетарифные меры, такие как стандарты качества, требования к упаковке и маркировке и предоставление информации о происхождении, а также технические и нормативные требования к импортируемой продукции. К торговым барьерам нетарифного характера также может причисляться субсидирование собственного экспорта посредством налоговых льгот или финансовой помощи.
Контактное лицо: д-р Ульрих Шооф (Ulrich Schoof); Телефон: +49(5241)81-81384
Эл. почта: ulrich.schoof@bertelsmann-stiftung.de
Подробная информация представлена на вебсайте: http://www.bertelsmann-stiftung.de.
Источник: Фонд Бертельсманна