МОСКВА, 19 июн - Прайм. Комитет по финансовому рынку Госдумы на заседании в среду одобрил ко второму чтению комплексные поправки в закон о страховом деле и предложил Совету думы включить законопроект в повестку пленарного заседания 2 июля.
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышение ответственности субъектов страхового дела и прозрачности их деятельности. Правительство внесло этот проект на рассмотрение Госдумы в ноябре 2011 года.
ЧИТАТЬ: ФАС хочет ввести понятие демпинга на страховом рынке в закон о защите конкуренции >>
В частности, законопроектом предлагается уточнить классификацию объектов и видов страхования, содержание понятий страхового риска и страхового случая, перечень информации, который должен содержаться в едином государственном реестре субъектов страхового дела, вводится понятие страховая группа.
Законопроект предусматривает, что страховщики ведут реестр страховых агентов и брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг. При этом сведения из реестра должны быть доступны в сети Интернет. Полномочия по ведению реестра могут быть переданы страховщиком объединению страховщиков с размещением информации о таком объединении на сайте страховщика.
Страховщики должны вести обособленный учет расходов по видам обязательного страхования в порядке, установленном органом страхового надзора. По словам руководителя комитета по финансовому рынку Госдумы Натальи Бурыкиной, эта норма позволит увидеть надзору скрытые комиссии, выплачиваемые страховщиками по обязательным видам страхования.
Часть поправок связана с необходимостью выполнения Россией условий, вытекающих из соглашения о присоединении к ВТО.
Законопроектом предусматривается создание в страховых организациях систем внутреннего контроля и аудита.
Большое внимание в проекте также уделено регламентации деятельности по сострахованию и перестрахованию, а также деятельности страховых (перестраховочных) пулов.
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Законопроект вводит понятие "потребитель страховой услуги". Потребителями признаются физические лица, заключившие договор страхования для личных, бытовых, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также лица, в пользу которых заключен такой договор страхования (застрахованные лица, выгодоприобретатели).
Права и законные интересы потребителей страховых услуг, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств страховщика по договору страхования (ненадлежащим оказанием страховых услуг), подлежат защите в соответствии с законом "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной настоящим законом и законами о конкретных видах обязательного страхования.
Так, законопроект вводит неустойку в размере 1% в день от уплаченной страховой премии за нарушение установленного законодательством или договором страхования срока принятия решения об отказе в страховой выплате, но не более уплаченной страховой премии.
За нарушение срока осуществления страховой выплаты предусмотрена неустойка в размере 1% от размера страховой выплаты за каждый день просрочки, но не более размера подлежащей страховой выплаты. При этом договором может быть предусмотрен более высокий размер неустойки.
Если требования потребителя удовлетворяются в судебном порядке, суд вправе взыскать со страховщика штраф в размере 50% от уплаченной страховой премии.
Екатерина Потапова, Прайм