МОСКВА, 21 июн - Прайм. Второй день Петербургского международного экономического форума ознаменовался важной победой Минэкономразвития в многолетнем противостоянии с Минфином по поводу инвестирования средств национальных резервов. Президент РФ Владимир Путин разрешил использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование инфраструктурных проектов внутри России.
Еще неделю назад, оглашая бюджетное послание, Путин поручил правительству определиться с объемом средств ФНБ, которые могут потребоваться на покрытие дефицита пенсионной системы – именно для этого в свое время и создавался фонд. Министр финансов Антон Силуанов сразу заверил, что Минфину в ближайшие годы ФНБ вообще не понадобится – на финансирование дефицита Пенсионного фонда пока хватает средств федерального бюджета.
Стало ли это решающим фактором для решения президента - неизвестно. Но выступая на пленарной сессии ПМЭФ, Путин поддержал предложения министра экономического развития Андрея Белоусова, заявив, что Россия вложит 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты на возвратной основе из ФНБ, а впоследствии будет инвестировано до половины средств фонда. Объем ФНБ, по данным Минфина на 1 июня составлял 2,7 триллиона рублей.
СМИРИТЬСЯ С ПОРАЖЕНИЕМ
"Минфин достаточно долго отстаивал позицию, связанную с тем, чтобы сдерживать использование конъюнктурных доходов для осуществления внутренних инвестиций", - напомнил замминистра финансов Сергей Сторчак. Министерство финансов инвестировало средства ФНБ в высоколиквидные, но низкодоходные инструменты. Однако, в Минфине, похоже, не намерены продолжать дискуссию и готовы смириться с поражением. "Политическое решение принято. Видимо, настала пора его принять. Это другой этап работы по использованию средств ФНБ", - сказал Сторчак.
Более того, Минфину, видимо, придется заниматься реализацией данного решения. "Прошу правительство России уже в ближайшее время сформировать конкретные механизмы реализации таких проектов", - сказал Путин, подчеркнув, что это должны быть именно просчитанные проекты, а не благие пожелания.
Если не удалось ограничить использование средств фонда, то нужно гарантировать их возвратность, подчеркнул заместитель министра финансов Алексей Моисеев. "Мы давно говорим, что для повышения эффективности инвестиций они должны быть не бюджетными, а за счет возвратных фондов, на платной основе", - сказал он.
Он предложил внимательно отбирать проекты, которые будут финансироваться за счет средств фонда. "Многие проекты моментально отпадали, когда выяснялось, что деньги надо будет возвращать <...> Когда инвестиционный ресурс, пусть и длинный, но возвратный и платный, то подготовка проекта более качественная", - сказал Моисеев.
В поддержку решения президента выступил глава Сбербанка
КТО ПОПАДЕТ ПОД РАЗДАЧУ
Первые три таких проекта президент определил сам: речь идет о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и модернизации Транссибирской магистрали.
Выделение средств ФНБ на высокоскоростные железнодорожные магистрали - эпохальное решение для РЖД , заявил первый вице-президент железнодорожной монополии Александр Мишарин. РЖД всегда жаловались на изношенную инфраструктуру и нехватку средств на ее развитие. Попытки монополии увеличить тарифы для финансирования таких проектов натыкались на яростное противодействие министерств экономического блока - и в первую очередь Минфина.
До сих пор РЖД удавалось частично решить проблему за счет инфраструктурных облигаций: в начале июня монополия выпустила первый транш на 25 миллиардов рублей, который был полностью выкуплен ВЭБом. Размещение второго транша запланировано на 27 июня, предполагается, что его также выкупит Внешэкономбанк, инвестировав в облигации пенсионные средства "молчунов", которые доверили государству судьбу накопительной части своих пенсий.
Но это было каплей в море: ранее глава Минэкономразвития оценивал потребность в государственном софинансировании инфраструктурных проектов в РФ на уровне 0,5-0,6% ВВП России, что составляет около 300-400 миллиардов рублей.
Решение Путина открывает дополнительные возможности не только для транспортников, получить свою долю государственного пирога в будущем рассчитывают связисты. "Сейчас любые инвестиции в инфраструктуру не могут идти без связи, она является большой частью, и мы в любом случае будем задействованы в любом из этих проектов", - сказал гендиректор "Мегафона"
ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС
Глава государства надеется, что финансировать инфраструктурные проекты в РФ полностью за счет ФНБ не придется, и за государственными инвестициями придут частные деньги. "Знаю, что интерес инвесторов к инфраструктурным проектам очень большой. Особенно, если государство готово обеспечить гарантии, минимизировать риски и выступить соинвестором", - сказал Путин. Оценка жизнеспособности и эффективности проекта частным бизнесом и софинансирование с его стороны должны стать ключевым условием для выделения средств ФНБ, подчеркнул президент.
Путин признал, что дискуссия о возможности использования финансовых резервов, которыми являются ресурсы ФНБ, ведется давно. "Эти средства должны работать на российскую экономику и на будущие поколения", - сказал он. "Их нельзя растрачивать по мелочам, разменивать на несущественные программы, а следует направлять на такие проекты, которые меняют облик страны, открывают новые перспективы для развития", - подчеркнул Путин.