Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности системы управления социально-экономическим развитием Архангельской области в условиях совершенствования стратегического планирования и механизмов государственных закупок». С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов.
Данное мероприятие проведено в рамках реализации соглашения о взаимодействии между Счетной палатой и Архангельской областью.
Проведенный анализ показал, что имеющийся доходный потенциал региона явно недостаточен для обеспечения устойчивого и безопасного развития.
В рамках реализации Плана мероприятий по снижению долговой нагрузки бюджета Архангельской области на период 2012-2015 годов в 2012 году дополнительные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в размере 3 615 млн. рублей были направлены на снижение дефицита областного бюджета. Весте с тем государственный долг Архангельской области в 2012 году вырос на 3 784 млн. рублей и составил на 1 января 2013 года 22 170 млн. рублей. После внесения изменений в областной закон о бюджете (увеличение расходов в соответствии с майскими 2012 года Указами Президента Российской Федерации) сумма государственного долга Архангельской области увеличивается на 2 979,0 млн. рублей.
Вместе с тем следует отметить наметившиеся положительные тенденции в экономике. Прирост производства ВРП области по итогам 2012 года оценивается в 10,5% к предыдущему году, что выше аналогичного показателя в среднем по Северо-Западному федеральному округу (3,8 %). Объем ВРП на душу населения в Архангельской области за периодс 2010 по 2012 год увеличился с 176,9 тыс. рублей до 248,5 тыс. рублей. При этом величина среднедушевого ВРП региона оставалась ниже аналогичного показателя по округу, соответствуя 8-му месту среди регионов СЗФО и 36-му месту среди всех субъектов Российской Федерации.
По итогам 2012 года по индексу промышленного производства Архангельская область вышла на первое место среди субъектов СЗФО, при этом рост к уровню докризисного 2008 года составил 109,6%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в регионе увеличился с 57,1 млрд. рублей в 2010 году до 112,1 млрд. рублей в 2012 году. В течение 2010-2012 годов на территории Архангельской области был реализован 61 инвестиционный проект на общую сумму 15,1 млрд. руб., что позволило создать 890 новых рабочих мест. К 2012 году размер среднедушевых инвестиций в области превысил данный показатель по Российской Федерации и практически достиг среднего уровня по Северо-Западному федеральному округу.
В целом растет уровень программируемости бюджетных расходов. В 2012 году в Архангельской области реализовывалось 42 долгосрочные целевые программы (далее - ДЦП) и 17 ведомственных целевых программ (далее - ВЦП).
Пока недостаточное развитие получает малый и средний бизнес. Если число субъектов малого и среднего предпринимательства в СЗФО увеличилось на 8,4%, то по Архангельской области - на 2,4 процента, соответственно, количество индивидуальных предпринимателей - на 2,9% и на 0,7 процента.
Как следствие, в сфере госзакупок наблюдаются диспропорции в географии приобретения отдельных видов продукции и услуг, когда поставки осуществляются из других регионов, не формируется уклад жизни населения, нацеленный на социально-экономическое развитие области. Происходит отток трудоспособного, квалифицированного населения. Так, в 2012 году 16 % выбывших из Архангельской области приходится на возраст от 30 до 39 лет, более трети из них имеют высшее образование.
В январе-декабре 2012 года наблюдался рост реальных денежных доходов населения на 2,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (по России - на 4,8%, по СЗФО - на 3,1%). Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила 14,1%.
Как показывает анализ, часть директивных индикаторов социально-экономического развития для Архангельской области является труднодостижимыми в связи с недостаточно высоким уровнем показателей, достигнутым на сегодняшний день, худшими базовыми условиями по сравнению со среднероссийскими, географическими, климатическими, культурными и другими особенностями развития области.
Коллегия решила направить информационное письмо губернатору Архангельской области. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
4 июля 2013 года