12 июля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем увеличения доходов федерального бюджета как фактора обеспечения бюджетной сбалансированности». С сообщением выступил аудитор Игорь Васильев.
На заседании Коллегии отмечалось, что достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджета, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть.
Сегодня, когда прогнозируется снижение ранее утвержденных на 2014-2015 годы доходов федерального бюджета в результате сокращения нефтегазовых доходов, задача определения потенциальных резервов доходов федерального бюджета приобретает особую актуальность.
Основными источниками роста поступлений может стать принятие мер в области администрирования доходов, внесение изменений в действующее законодательство в целях его совершенствования, эффективное управление государственной собственностью. Отдельным направлением в области повышения доходного потенциала является оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
Важный резерв дополнительных бюджетных доходов - оптимизация существующей системы льгот и преференций на основе их инвентаризации и оценки эффективности предоставления. Вместе с тем до настоящего времени не определены четкие критерии разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция», не утверждена методика оценки эффективности налоговых льгот.
Одной из наиболее актуальных проблем, которые приводят к риску недопоступления доходов бюджета, является уклонение от налогообложения. В этой связи было отмечено, что не решена задача исключения возможной регистрации фирм - «однодневок». На 1 января 2013 года 1,4 млн. организаций (около трети всех организаций, состоящих на учете в налоговых органах) не представляли отчетность в налоговые органы. Значительные средства не поступают в бюджет в результате использования компаниями различных инструментов минимизации налогообложения с применением трансфертного ценообразования, увеличивается объем внешнеторговых операций, проходящих через офшорные компании. Доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в общем объеме внешнеторгового оборота России составила в 2010 году 41,8 %, в 2011 году - 40,9 %, в 2012 году - 42,0%.
В качестве одного из основных источников для обеспечения решения задачи снижения зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращения его дефицита следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Кроме того, в представленных на Коллегию материалах обращено внимание на сохраняющиеся недостатки в законодательстве Российской Федерации, приводящие к недопоступлению доходов в федеральный бюджет.
Коллегия приняла решение направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, аналитическую записку в Правительство Российской Федерации, ФСБ России, Межведомственную комиссию по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации