МОСКВА, 2 авг - Прайм. Правительство РФ не первый год пытается бороться с высокими ценами на авиабилеты, и хотя вопрос обсуждался на самом высоком уровне, решение пока так и не найдено. На этот раз к "крестовому походу" против дороговизны присоединился генпрокурор Юрий Чайка, обратившийся с письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. В нем Чайка пишет, что цены на места в эконом-классе завышены в 1,5 раза, а в бизнес-классе - в 2 раза.
Эксперты и представители отрасли, опрошенные агентством "Прайм", считают, что оценка генпрокурора не совсем корректна и вряд на что-то повлияет, при этом напоминая, что многочисленные предложения со стороны авиакомпаний и профильных ведомств, направленные на существенное снижение цен, уже готовы, но пока продолжают пылиться в недрах Госдумы, которая ушла в отпуск до сентября.
ЧИТАТЬ: Изменение цены авиатоплива мало влияет на стоимость авиабилетов >>
НЕЭКОНОМИЧНЫЙ ЭКОНОМ-КЛАСС
По данным газеты "Ведомости", в своем письме Медведеву Чайка ссылается на проверку, проведенную Генпрокуратурой с привлечением ФАС, которая показала необоснованность высокой стоимости билетов на регулярные перевозки. Пассажирам навязываются дополнительные услуги, включенные в различные тарифы эконом-класса, и в результате стоимость билета вырастает в 1,5 раза, говорится в письме.
По мнению генпрокурора, причина такой ситуации в устаревших нормативах девяностых годов, которые вводились в то время, когда единственным перевозчиком в России был "Аэрофлот"
Подход генпрокурора к оценке себестоимости не вполне корректен, сказал агентству "Прайм" источник в одной из авиакомпаний. По его словам, о 20% речи не идет, маржа авиакомпаний на внутрироссийских перевозках не превышает 2%.
ЧИТАТЬ: Госдума обещает принять закон о невозвратных авиабилетах до конца года >>
По данным "Аэрофлота", по итогам 2012 года производственные и административные расходы компании составили всего 10% (в 2011 году - 12%), основные же затраты - это авиатопливо (33%), содержание в исправном состоянии судов (23%), обслуживание в аэропорту (12%), содержание экипажей (7%), аэронавигационное обслуживание (5%), организация продаж и продвижение на рынок (6%) и обслуживание пассажиров на борту (4%).
ЧАЙКА ЖАЛУЕТСЯ НА ДОРОГОВИЗНУ БИЗНЕС-КЛАССА
В письме Чайка также возмущается тем, что ценообразование не урегулировано и в бизнес-классе. Оказывая различные услуги, авиакомпании завышают себестоимость перевозки в 2 раза, пишет он. При этом зачастую только за счет продажи билетов в бизнес-классе удается продавать недорогие билеты в эконом-классе.
"Как правило, люди, летающие в бизнес-классе, знают, за что они платят деньги, и готовы платить за дополнительные услуги", - говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. При этом он считает довольно тревожным, что этот вопрос комментирует Генпрокуратура, - по идее, он должен контролироваться Минтрансом и Росавиацией.
ЧИТАТЬ: Чайка пожаловался Медведеву на дорогие авиабилеты в России >>
В пресс-службе ФАС "Прайму" сказали, что ведомство не участвовало в проведении проверки, о которой говорит Чайка, а только предоставило документы по запросу Генпрокуратуры. Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича, в свою очередь, сообщила, что по поручению председателя правительства этот вопрос сейчас рассматривается в Минтрансе.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЕСТЬ, НЕТ РЕШЕНИЯ
В своем письме Чайка просит Медведева поручить Минтрансу с участием заинтересованных органов принять комплекс мер, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта. При этом Минтранс уже давно разработал все зависящие от него поправки и отправил в Госдуму, однако решения по ним до сих пор не приняты. К слову, эти же поправки необходимы для создания в России бюджетных авиаперевозчиков.
Речь идет о том, чтобы позволить компаниям продавать так называемые невозвратные билеты, что, по оценке Минтранса и других профильных ведомств, позволит снизить цены на 10%. По оценке замминистра транспорта Валерия Окулова, в 2012 году из-за отсутствия системы невозвратных тарифов российские авиакомпании недополучили 36,8 миллиарда рублей, компенсировав это в ценах на билеты.
ЧИТАТЬ: ФАС предлагает обязать монополистов снижать цены на невозвратные авиабилеты на 25% >>
Другая идея Минтранса - разрешить нанимать на работу иностранных пилотов, что позволит существенно сократить их дефицит у отечественных компаний. Кроме того, министерство неоднократно предлагало отменить НДС при полетах внутри РФ, что, по его оценке, позволило бы снизить цены еще на 7%. Эта инициатива, впрочем, всегда встречала сопротивление Минфина.
Регулирование цен на авиатопливо и услуги по топливообеспечению, а также развитие конкуренции в этом секторе могло бы привести к снижению цен еще на 3%. В настоящее время в большинстве российских аэропортов только один топливо-заправочный комплекс, поэтому говорить о конкуренции в этой сфере не приходится. В то же время затраты на топливо достигают 30-40% стоимости авиабилета.
Минтранс также предлагал увеличить количество регулируемых тарифов в аэропорту. В настоящее время регулируется только 5 сборов за аэропортовое обслуживание, 50 тарифов - нерегулируемые. При этом в столичном "Внуково", например, тариф за взлет-посадку для российских авиакомпаний - 154,1 рубля за тонну взлетной массы, а в аэропорту Магадана - 1,609 тысячи рублей. Ограничение цен по аэропортовым услугам могло бы привести к снижению до 3%.
НЕТ РЕШЕНИЯ - НЕТ ЛОУКОСТЕРА
Помимо этого, уже разработаны поправки, которые позволят авиакомпаниям не включать в стоимость билета плату за провоз багажа и питание на борту воздушного судна, что также позволит снизить цены, сказал "Прайму" начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. Соответствующие нормативные акты, впрочем, еще не приняты.
Нерешенность всех этих вопросов тормозит появление российского бюджетного перевозчика, который сможет продавать билеты на 20-40% дешевле среднерыночных цен и отчасти решит проблему дорогих билетов. Даже "Аэрофлот", совет директоров которого уже одобрил создание дочернего лоукостера, может отказаться от этой идеи, если государство не примет поправки в законодательство, необходимые для его работы, говорил гендиректор перевозчика Виталий Савельев.
"У нас нет лоукостеров - вот это действительно проблема. Если пассажир предпочитает не есть в самолете, и у него нет багажа, и расстояние между креслами не критично, у него должен быть выбор - платить за такие блага или нет. А если вы хотите удобное время, поесть-попить и с комфортом долететь до пункта назначения - пожалуйста, платите за это. Поэтому для полетов по бизнесу выбирают "Аэрофлот", а туристы выбирают между представителями четверки ("Трансаэро"
В то же время эксперты сходятся во мнении, что ни на рынок, ни на деятельность "Аэрофлота" заявление Генпрокуратуры не повлияет.
"Я не думаю, что такие заявления повлияют на деятельность "Аэрофлота", рентабельность перевозчика и так снижается - в нагрузку дали региональные компании, которые "Аэрофлот" до сих пор приводит в порядок. Логичным ответом будет создание лоукостера, которое планируется в краткосрочной перспективе", - считает Садовская.
Шенк из "Инвесткафе" также добавил, что пока в словах представителей силовых ведомств не будет конкретных призывов к действиям, инвесторы будут сдержанно реагировать на их заявления. По словам Шенка, Чайка не внес ясности по данному вопросу, хотя и неопределенности тоже не добавил.