19 июля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и иных источников на мероприятия в сфере культуры, связанные с подготовкой и проведением празднований знаменательных дат. С сообщением выступил аудитор Сергей Агапцов.
В рамках рассмотрения на Коллегии итогов проверки реализации плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 250-летия основания Государственного Эрмитажа выявлены риски, способные оказать негативное влияние на своевременность исполнения плана и эффективность предусмотренных в нем мероприятий.
По плану основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 1150-летия основания Изборска (Псковская область) отмечалось, что планом основных мероприятий предусмотрено проведение 34 мероприятий, из которых 10 закреплены за Минкультуры России с общим объемом финансирования за счет средств федерального бюджета в сумме 1,3 млрд. руб., или 30 процентов от утвержденного общего объема финансирования мероприятий плана.
Проверка показала, что Минкультуры России не были приняты действенные меры по обеспечению финансирования мероприятий Плана в 2012 г. на сумму не менее 390 млн. руб., (300 млн. руб. - на работы по реконструкции Народного дома (государственное учреждение культуры «Псковский академический театр драмы им. А.С.Пушкина») и 90 млн. руб. - на строительство объединенного фондохранилища для хранения музейных коллекций в г. Пскове).
Реализация мероприятий, финансируемых Минкультуры России, предусмотрена совместно с администрацией Псковской области. Утвержденный объем финансирования указанных мероприятий за счет областного бюджета - 282,5 млн. руб. Расходы на 1 января 2013 г. составили 92,6 процента от утвержденных объемов ввиду перераспределения средств между мероприятиями. При этом обязательства по финансированию отдельных объектов не выполнены либо выполнены несвоевременно и не в полном объеме, что повлекло перенос сроков. Так, в 2012 году фактически не профинансировано мероприятие, предусматривающее проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Изборской крепости» в сумме 30 млн. рублей; финансирование работ по объекту перенесено на 2013 год.
В ходе проверки реализации работ по сохранению Ансамбля Изборской крепости, финансируемых Минкультуры России в сумме 330 млн. руб., установлен факт необоснованных действий ряда должностных лиц Псковской области, содержащих признаки согласованного умысла, вследствие чего Минкультуры России (не будучи уведомленным) были проведены конкурсные торги и заключен контракт, в локальную смету которого были включены работы по памятнику истории и культуры «Окольный город» (г. Псков), не имеющему никакого отношения к Ансамблю Изборской крепости и не предусмотренному распоряжением Правительств Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 233-р.
Представители Минкультуры России не принимали участие в приемке работ по Ансамблю Изборской крепости. Данное обстоятельство отчасти обусловило возникновение ситуации, при которой, по мнению отдельных должностных лиц Псковской области (принявших, в свою очередь, ремонтно-реставрационные работы без замечаний), в произведенных ремонтно-реставрационных работах имеются значительные недостатки, а часть работ и вовсе не выполнена. В ходе проведения проверки и совместного выезда на объект с представителями Минкультуры России данные факты не нашли своего подтверждения.
Коллегия решила направить представление федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный Эрмитаж», информационные письма в Правительство России, Губернатору Псковской области, Минкультуры и ФНС России, а также обращение в Генпрокуратуру. Отчет направляется в палаты Федерального Собрания.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
21 августа 2013 года