19 июля с.г. Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН)». С сообщением выступил аудитор Михаил Бесхмельницын.
На Коллегии отмечалось, что формирование основных документов, связанных с реализацией Указа 1522, осуществлялось без учета мнений ряда регионов и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также операторов связи в отношении необходимости применения комплексных централизованных технических решений при создании КСЭОН и распространения имеющегося опыта реализации отдельных пилотных проектов в области применения различных новых технических решений на существующих линиях связи.
В материалах Коллегии обращалось внимание на то, что сформированный План мероприятий по реализации Указа 1522 изначально не предполагает создание КСЭОН на всей территорий Российской Федерации и не предусматривает возможность софинансирования создания элементов КСЭОН в регионах за счет средств федерального бюджета. Основной недостаток Плана мероприятий, Концепции создания КСЭОН и связанных с ней документов - недостаточное соблюдение принципа федерализма, в результате чего функция создания региональных систем оповещения полностью передана на исполнение региональным и муниципальным органам власти.
По итогам проверки был сделан вывод о том, что выполнение предусмотренных Планом мероприятий не позволяет кардинально изменить негативную ситуацию в вопросах оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, преодоление которой является основной целью Указа 1522.
Как следует из представленных на Коллегии документов, при наличии в Указе 1522 прямого поручения Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию мероприятий по созданию КСЭОН, основные работы фактически возложены на субъекты Федерации, что в условиях ограниченности финансовых возможностей региональных бюджетов по финансированию мероприятий, связанных с созданием КСЭОН, формирует риски неисполнения требований Указа 1522 в полном объеме. Вопросы финансового обеспечения мероприятий по созданию КСЭОН также возложены на органы исполнительной власти субъектов Федерации при отсутствии какой-либо финансовой поддержки со стороны федерального бюджета, что в условиях ограниченности возможностей региональных бюджетов формирует риски неисполнения требований Указа 1522 в как в субъектах Федерации, так и на федеральном уровне, учитывая, что региональные системы оповещения населения является базовым элементом КСЭОН.
В целом результаты текущего этапа проводимого Счетной палатой экспертно-аналитического мероприятия показали, что в первом полугодии 2013 г. деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации, связанная с организационным, нормативным правовым, финансовым и материально-техническим обеспечением реализации Указа 1522 не может быть признана достаточной и эффективной.
Коллегия решила направить информационное письмо в Контрольное управление Президента Российской Федерации. Промежуточный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
27 августа 2013 года