МОСКВА, 27 авг - Прайм. Отмена субсидирования для железнодорожных перевозок на маршрутах протяженностью более 1,5 тысячи километров приведет к росту стоимости поездки для пассажира в плацкарте и увеличит потребность в госдотациях, сообщил агентству "Прайм" представитель Федеральной пассажирской компании (ФПК, "дочка" РЖД ).
Ранее об инициативе Минфина отменить субсидии на таких маршрутах написала газета "Ведомости" со ссылкой на проект доклада. Согласно документу, пассажиры для поездок на дальние расстояния больше используют самолеты, чем поезда. Таким образом, сокращение субсидий для перевозок в поездах дальнего следования приведет к увеличению популярности авиаперевозок, что увеличит конкуренцию между авиакомпаниями и снизит цены на билеты.
ЧИТАТЬ: Минфин предлагает лишить РЖД субсидий на перевозки дальнего следования >>
Государство устанавливает тарифы в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны), как правило, ниже экономически обоснованного уровня, недостающую - часть компенсирует ФПК в виде субсидий. РЖД заявляли о необходимости выделения в этом году около 36 миллиардов рублей субсидий на компенсацию убытков в регулируемом сегменте.
В частности, 13,2 миллиарда рублей ФПК получила в текущем году из госбюджета, еще 5 миллиардов рублей в уставный капитал за счет дивидендов РЖД, около 5,1 миллиарда рублей плюсом дало повышение тарифа в регулируемом сегменте на 20% вместо планируемых 10%. Ожидается получение еще 10 миллиардов рублей допсубсидий от государства.
ДОРОГАЯ ДОРОГА
Представитель ФПК в качестве примера привел маршрут Екатеринбург-Новосибирск, который имеет протяженность 1,525 тысячи километра.
"Для поездки в плацкартном вагоне пассажир вынужден будет приобрести два билета: Екатеринбург-Омск и Омск-Новосибирск. При этом рост общей стоимости поездки составит около 20%, в таком же размере увеличится и потребность в субсидии из федерального бюджета", - резюмирует собеседник агентства. При невозможности приобрести одновременно два билета, говорит он, пассажир будет вынужден совершать пересадку, в течение которой приобретать билеты на оставшуюся часть маршрута.
Ограничение дальности маршрута ударит и по перевозкам детей, говорит представитель ФПК. В 2013 году для перевозки организованных групп детей в расписании предусмотрено 103 поезда, в пиковые дни перевозок кроме них назначаются спецпоезда для Сибири и северных районов. Там дальность маршрутов превышает 1,5 тысячи километра.
"Требует отдельного углубленного анализа влияние ограничения протяженности маршрута для субсидирования пассажирских перевозок на транспортную доступность для отдаленных районов, где железнодорожное сообщение является единственным круглогодично доступным видом транспорта для населения", - отмечает представитель ФПК.
ПОЕЗДА ПРОТИВ САМОЛЕТОВ
По мнению представителя ФПК, в авиации явно прослеживается тенденция перехода от субсидирования пассажира к субсидированию маршрута как механизму разделения рисков между государством и перевозчиком. Он напоминает про программу поддержки региональных перевозок в Приволжском федеральном округе и приводит в пример маршрут Нижний Новгород – Киров. В 2012 году годовой пассажиропоток на железнодорожном транспорте здесь составил около 180 тысяч человек, авиасообщение отсутствовало.
По первоначальному варианту развития региональных авиаперевозок в ПФО было предусмотрено субсидий на перевозки 6,3 тысячи человек. При этом размер субсидии в расчете на пассажира составляет: в поезде - 219 рублей, в самолете 3,472 тысячи рублей поровну из федерального и регионального бюджетов.
"В рассмотренном примере субсидия была равна специальному тарифу на воздушную перевозку в размере 3,472 тысячи рублей и составляет 50% дохода авиаперевозчиков в расчете на пассажира, в то время как покрытие железнодорожного тарифа субсидией составило всего 20% (тариф – 1,060 тысячи рублей)", - отметили в ФПК.
ПОВЫШЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Газета писала, что в докладе Минфина указываются меры по повышению рентабельности железнодорожных перевозок пассажиров на маршрутах до 1,5 тысячи километров. Среди них назвались увеличение загруженности поездов на маршрутах с высоким уровнем пассажиропотока, замена плацкартных и купейных вагонов на маршрутах до 500 километров на двухэтажные и сидячие, а также оптимизация расходов на организацию пассажирских перевозок.
Среднегодовая загрузка в плацкартных вагонах превышает 70%, а в период массовых перевозок коэффициент использования вместимости приближается к 100%, рассказал представитель ФПК. По его словам, способы повышения рентабельности пассажирских перевозок уже заложены в стратегии развития компании. Речь, в частности, идет о двухэтажных вагонах, которые проходят обкатку и будут использоваться на маршрутах транспортного обеспечения Зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года.
ФПК в августе также подписала договор с ОАО "Тверской вагоностроительный завод" на приобретение двухэтажных вагонов с местами для сидения. Ведется работа по оптимизации маршрутной сети и повышению скоростей движения поездов (поезда Москва-Воронеж, Москва-Ярославль, Москва-Белгород и др.), заключил собеседник агентства.