МОСКВА, 4 окт - Прайм. Темпы падения погрузки на сети РЖД , которые замедлялись четыре месяца подряд, в сентябре вновь ускорились до 1,5% при плане 0,7%. Такие тенденции, по мнению экспертов и самой компании, связаны со стагнацией экономики РФ.
Погрузка на железных дорогах является важным макроэкономическим показателем, который характеризует деловую активность и связан с уровнем промышленного производства. РЖД отмечают спад погрузки с ноября 2012 года. Темпы падения с начала текущего года то замедлялись, то ускорялись.
ОСЕННЕЕ ПАДЕНИЕ
Погрузка по итогам работы в сентябре составила 104,7 миллиона тонн или 3,490 миллиона тонн в сутки, что ниже параметров предыдущего года на 1,6 миллиона тонн или на 1,5%. Представитель РЖД пояснил снижение неблагоприятной конъюнктурой и стагнацией промышленного производства. "По нашему мнению, негативные тенденции связаны со снижением спроса на экспортных направлениях и с общей стагнацией экономики", - согласен Алексей Вязовский из "Покровка Финанс".
Согласно материалам РЖД, которые имеются в распоряжении агентства "Прайм", погрузка грузов первого класса снизилась на 0,1 миллиона тонн или 0,2%, второго - на 0,4 миллиона тонн или 1,4%, третьего – на 1,1 миллиона тонн или 8,2%. При этом увеличение погрузки РЖД отмечают по железной руде (на 473,2 тысячи тонн или 5,3%), по удобрениям - на 233,8 тысячи тонн или на 7%, каменному углю - на 228,6 тысячи тонн или на 0,9%. "Сохранение тенденции роста погрузки каменного угля обусловлено рекордными объемами экспорта", - отмечает представитель компании.
Наибольшее снижение погрузки в сентябре отмечено по строительным грузам - на 795,4 тысячи тонн или на 4,6%, нефтеналивным грузам - на 573 тысячи тонн или на 2,8%, черным металлам - на 397,4 тысячи тонн или на 6,6%, говорится в материалах РЖД.
"Снижение объемов погрузки строительных грузов происходит вследствие завершения крупных инфраструктурных проектов и снижения темпов жилищного строительства. С этим же связано сокращение перевозок черных металлов, промышленного сырья. Нефть и нефтепродукты упали из-за частичного перераспределения нефти на трубопроводный транспорт. Например, 15 миллионов тонн ушло с направления Сковородино–Находка", - поясняет представитель РЖД.
ОЖИДАНИЯ ОКТЯБРЯ
Прогноз погрузки в октябре оценивается на уровне не менее 3,490 миллиона тонн в среднем в сутки, следует из материалов РЖД, имеющихся в распоряжении "Прайма". Ранее такой прогноз озвучил вице-президент РЖД Салман Бабаев. Годом ранее в сутки грузилось 3,527 миллиона тонн. Таким образом, снижение может составить 1,05%.
В октябре можно ожидать роста погрузки на 3-4% лесных грузов и зерна, считает Вязовский из "Покровка Финанс". "По-прежнему ситуацию с погрузкой будут вытягивать уголь и руда, нефтепродукты покажут рост в связи с началом отопительного сезона. Удобрения и черные металлы будут все также отставать от плана", - говорит эксперт.
Елена Садовская RMG отмечает, что с приходом холодов и завершением стройки в Сочи следует ожидать падения строительных грузов. "Позитива добавит рост погрузки железной руды и зерна, так как пик отгрузок по зерну приходится на период с сентября по декабрь", - уточняет она.
Положительную динамику по погрузке в октябре, соглашается эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований ж/д транспорта ИПЕМ Александр Слободяник, будет показывать уголь в связи с сезонностью перевозок и зимнем завозом. "Положительную динамику сохранят рудные грузы и минеральные и химические удобрения. Возможно небольшое улучшение ситуации с перевозками лесных грузов, что связанно с окончанием периода речной навигации", - добавляет он.
СЛОЖНЫЙ ГОД
РЖД по итогам всего 2013 года прогнозировали снижение погрузки на 2,4%. Еще в конце сентября вице-президент компании Салман Бабаев говорил о сохранении этого плана. Однако в четверг первый вице-президент РЖД Вадим Морозов сообщил, что компания не исключают падения погрузки ниже прогнозного уровня.
Объемы погрузки нефти, нефтепродуктов, металлов, металлолома и химических грузов в начале четвертого квартала не позволяют быть уверенными в утвержденном на совете директоров прогнозе снижения на 2,4%, пояснял топ-менеджер. Морозов охарактеризовал начало четвертого квартала как ситуацию, которая очень тревожит РЖД с точки зрения погрузки, однако отметил, что пока железнодорожная компания не меняла прогноз, утвержденный ранее.
В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".
Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.
Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru.